Оп арт в моде. Стиль оп-арт в одежде

Что такое стиль оп-арт в одежде?

Он как будто играет с вами, провоцирует, развлекает, вводит в заблуждение. Эти образы создают иллюзию, вы видите то, чего на самом деле нет.

В 1960-е годы, с появлением так называемых модов, пижонов и по совместительству хулиганов, подражавших стилю золотой молодежи 1920-х годов, молодежные субкультуры впервые начали оказывать воздействие на основные культурные и модные тенденции, Молодежь хотела выглядеть ярко и экстравагантно, стремилась к свободе и раскрепощенности. Молодые люди первыми узнавали о новинках в сфере дизайна, музыки и искусства, считали своим долгом окружать себя стильными вещами.

Стиль оп-арт - история становления

Излюбленной темой английских стиляг было оптическое искусство оп-арт Этот вид искусства был порожден увлечением точными науками, кибернетикой, новыми технологиями, открытиями в области человеческого восприятия. Произведения оп-арта строились на световых эффектах и контрасте цветов. Комбинациями простых геометрических форм и хроматических цветов художники достигали эффекта ожившего пространства.

Несмотря на то что графическая иллюзия вызывала у зрителей что-то вроде головокружения, этим видом искусства заинтересовался мир моды. Модельеры стали активно заимствовать идеи оп-арта, перенося полосы, квадраты, спирали, круги и прочие геометрические фигуры на одежду и аксессуары. Простоту кроя прямых цельнокроеных платьев А образного или облегающего силуэта компенсировала затейливая черно-белая графика. Фирмы по производству тканей нанимали молодых художников для разработки актуальных орнаментов в стиле оп-арт для одежды. Резкий контраст черно-белых пятен, привлекающий внимание рисунок - все это оставляло незабываемое впечатление, как нельзя лучше выделяло из толпы. А новые свойства синтетики - ее прозрачность, блеск, пластичность - позволяли наилучшим образом выразить модные тенденции.

1960-е ассоциируются с именем модельера работающего в стиле оп-арт Мэри Квант. Молодая англичанка, вращающаяся в кругах стильной молодежи Лондона, остро чувствовала дух времени. Все лучшие тенденции в одежде модников она воплотила в своих моделях. Хотя по сути новая мода - очень короткие платья и пальто, геометрические рисунки и плоская обувь - была рассчитана только на молодых и стройных, к концу 1960-х все женщины одевались подобным образом. Молодость стала культом.

Стиль оп-арт в современной одежде

Рисунок в стиле оп-арт до сих пор привлекает взгляд, вносит пульс и динамику В образ всего костюма, вызывает живые эмоции. Он перешагнул через все социальные границы, став средством самовыражения.

Сегодня черно-белая графика отличается более изысканными рисунками, иногда очень сложными. Самое простое в стиле оп-арт в одежде - это горох самого разного размера и вариантов, то черный на белом, то белый на черном. Более сложные приняты - разнообразные волны, разводы, звездочки, пятнышки, колечки.

Знаменитый черно-белый рисунок клетки "куриная лапка", или "собачий зуб", появившийся в 1960-х, актуален до сих пор. Его часто используют в классической одежде высокого качества. Орнамент составляют элементы-модули, напоминающие формой птичий след или клык собаки. Этот рисунок украшает упаковку туалетной воды Miss Dior.

Отдельная тема в стиле оп-арт - цветочный принт в черно-белой гамме. Сложной формы, тщательно прорисованные черные бутоны и цветы изысканно смотрятся на белом полотне (реже - белые цветы на черном полотне). В этом есть и декаданс, и современная нотка хай-тека и отсыл к романтичной наполеоновской Франции. При этом все пространство ткани в стиле оп-арт может быть покрыто мелкими детализированными узорами, а может быть всего один крупный принят - огромный цветок неизвестной природы, но с удивительно сложным рисунком лепестков и тычинок. Авангардным можно считать и соединение в одной модели полосок, горошка, квадратиков и сложных цветочных орнаментов. Иногда это кажется некоторым перебором, но для эпатажа подобные сочетания подойдут как нельзя кстати.

Стиль оп-арт в одежде пережил время поклонников - арта и моды 1960-х покупают себе оригинальные вещи в секонд-хендах, стоках, магазинах винтажной одежды, на блошиных рынках.

Стиль оп-арт - образы

Загадочно

Образ этой загадочной женщины вызывает интерес у окружающих независимо от их возраста, пола и положения. Мужчины и женщины заинтересованно глядят на ту, которая олицетворяет собой тайну. Она - загадка, разгадать которую невозможно в принципе, но всем очень хочется это сделать. Она околдовывает своей красотой и неприступностью, как будто окутывает тех, кто рядом, невидимой паутиной, из которой немногие способны вырваться.

Цвета в костюмном ансамбле: черный, белый, темно-серый загадочно коварно волшебно

Романтично

Неуловимый и мечтательный образ в стиле оп-арт. Она редко открывается другому человеку, предпочитая оставаться очаровательной незнакомкой. Естественность и непринужденность не мешают ей раз и навсегда определить, следует ли ей продолжать общаться с определенным человеком или нет. Жизнь ей интересна, но она не относится к ней как к захватывающей игре, а как бы наблюдает ее и себя со стороны. Она просто живет и сравнивает белое с черным, выбирая для себя лучшее. И не нуждается в чужих советах и помощи.

Цвета в костюмном ансамбле: белый, черный, светло-серый романтично неуловимо таинственно

Свободно

Образу в стиле оп-арт свойственны бунтарские настроения. Она стремится выступить против тех норм, которые кажутся неверными и устаревшими. Она с теми, кто в меньшинстве, но при этом не ощущает себя изгоем. Скорее, она избранная. Она никогда не станет обращать на себя внимание ради самого внимания. Она старается выделиться не для того, чтобы привлечь внимание к себе, а чтобы сделать акцент на той идее, приверженцем которой она является. Цвета в костюмном ансамбле: белый, черный, темно-серый неформально авангардно независимо

Элегантно

Неожиданный, остроумный, заманчиво-игривый и невероятно эстетский образ. Своим появлением она вносит непринужденность и улыбку, сохраняя при этом некоторую независимость и отстраненность. Она уверена в своих силах, возможностях и убеждениях. Одежда выделяет ее из толпы, задерживает на себе взгляд. Демонстрируя разные грани свой сложной натуры, она каждый раз предстает абсолютно другой личностью в стиле оп-арт.

Цвета в костюмном ансамбле: черный, белый, светло-серый непринужденно стильно эффектно

Название стиля оп-арт происходит от англ. «ор art», сокращения от optical art - «оптическое искусство». Это неоавангардистское течение абстрактного искусства возникло в 1950-х годах и получило широкое распространение в Европе и США в 1960-х. Оно стало одной из интеллектуальных альтернатив масс-медийному поп-арту.

Художники оп-арта, такие как Виктор Вазарели (Victor Vasarély), Бриджит Райли (Bridget Riley), Хесус Рафаэль Сото (Jesus Rafael Soto), Ричард Анушкевич (Richard Anuszkiewicz) и др., в своих произведениях создавали пространственные оптические иллюзии и имитацию движения с помощью многократно повторяющихся и перетекающих одна в другую простых геометрических фигур.

На фото: модель Versailles от фабрики Bisazza, дизайн Braga Marco.

Мало отразившись на архитектуре, оп-арт оказал большое влияние на графический дизайн и оформление интерьеров. Так, стены оклеивали разноцветными обоями с муаровыми и концентрическими узорами, имитирующими движение и вибрацию, или украшали большими настенными панно («Суперграфика»). Для зрительного увеличения объема помещения применяли различные оптические эффекты. Яркими примерами здесь могут служить знаменитый нарисованный бассейн и спускающаяся в него лестница с «настоящими» перилами, а также «дверь», приоткрытая в несуществующую комнату. Иллюзия пространственного перемещения, парения, слияния форм достигалась при помощи резких цветовых и тональных контрастов, ритмических повторов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. Часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции, использовались материалы сотражающей поверхностью (металл, стекло, пластик), различные ткани.


  • 1 из 1

На фото:

В дизайне мебели преобладали плавные, изогнутые линии, контрастное сочетание цветов (белый черный). Чаще всего она выполнялась из прозрачных материалов с отражающей поверхностью (стекло, пластик, переплетенные металлические нити каркаса).

Основные мотивы :

Комментировать в FB Комментировать в VK

Также в этом разделе

Чем может заинтересовать дизайнера и потребителя компания, производящая колонки для воспроизведения музыки рассказывает Олег Люгин, директор по развитию дистрибьюторской компании MMS Cinema.

Архитектурный стиль лофт, возникший из промышленных помещений, дает огромные возможности для фантазии. Именно здесь, в оживленных старинных фабричных зданиях, «производятся» самые креативные идеи.

Сегодня во многих российских домах появилось отдельное помещение для приема пищи. Но так было не всегда. Откуда берет свое начало столовая? Кто ее придумал, и почему она исчезла почти на столетие?

Массовому выпуску самых знаковых предметов повседневного быта предшествовали годы, а порой и десятилетия инженерных поисков. Представляем вам самые полезные изобретения для дома в истории.

В прежние века украшения новогодних ёлок символизировали евангельское предание, затем - достаток и богатство. А в XX веке по декору елей в России можно было узнать о ключевых событиях в жизни страны.

В наше время почти все родители стараются выделить для ребенка отдельную комнату. Но относительно недавно у детей не было собственных «апартаментов» или они сильно отличались от сегодняшних.

Название происходит от англ. hi-tech, сокращения от high technology – высокие технологии. Хай-тек известен также как промышленный стиль. Зародился на волне постмодернизма в Великобритании.

Постмодернистское направление в дизайне, возникшее в Великобритании в 1970-1980-х годах. Характеризуется отказом от проектирования предметов массового производства в пользу выпуска ограниченных

Название стиля происходит от сокращенного popular art (англ.) – популярное искусство. Второе значение слова связано со звукоподражательным англ. рop – отрывистый удар, хлопок, шлепок, т.е. нечто

Название происходит от фр. postmodernisme – после модернизма. Главной особенностью этого направления считается хаотическое использование элементов, заимствованных из исторических стилей прошлого.

Постмодернистская группа «Мемфис» (Memphis Group) была организована 11 декабря 1980 года в Милане дизайнерами Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), Андреа Бранци (Andrea Branzi) и Микеле де Лукки.

Термин восходит к франц. rococo, от rocaille - осколки камней, раковины. Рококо возник во Франции в первой половине XVIII века. Его расцвет (примерно 1725-1750 годы) пришелся на времена правления

Стиль в европейском искусстве и литературе XVII - начала XIX века. Название происходит от лат. classicus - образцовый и выражает суть стиля: он ориентирован на формы античного искусства как на

Основная концепция этого стиля – подражание природным формам и преимущественное использование натуральных материалов. Он зародился в рамках стиля модерн в начале XX века.

Сюрреализм (фр. surréalisme - сверхреализм) - художественное направление, сложившееся в рамках модернизма к началу 1920-х годов во Франции. Его основателем и идеологом считают писателя и поэта

Стиль, существовавший в 1920-х годах преимущественно в России (в архитектуре, оформительском, плакатном, театрально-декорационном искусстве, издательском деле, конструировании, дизайне).

Сегодня можно найти самые разнообразные наряды, отличающиеся по фасону, стилю, крою и расцветке. Но одни из самых удивительных, это, пожалуй, те, что созданы в стиле оп-арт.

История оп-арта

Как модное направление оп-арт в одежде появился на грани 50-х — 60-х годов прошлого века и стал одним из новинок того времени. Название это сокращенное, полностью оно произноситься как «optical art» и переводиться с английского языка в прямом смысле слова – оптическое искусство.

Его суть лежит в том, что с помощью многократно повторяющихся геометрических фигур, создается эффект объема или движения на абсолютно плоской поверхности. Мы уже давно знакомы с такими рисунками, только никогда не думали, как они называются.

Сначала оп-арт использовался художниками. И, согласно историческим данным, основоположником его стал некий Виктор Вазарели, нарисовавший в 1938-м году свою легендарную картину «Зебры».

Первыми, кто решил использовать иллюзию в тканях стали американские дизайнеры. Благодаря новому подходу, они смогли создавать такие наряды, что визуально «выравнивали» фигуру, делая грудь и бедра более выразительными, а талию более тонкой.

Одним из них стал Ив Сен Лоран, использовавший крупные и в коктейльных платьях на осень-зиму 1965-1966 года. В наши дни оп-арт вернулся благодаря Vogue, опубликовавшему фотосъемку «Op position» в 2001-м году, где использовались именно оптические принты.

Современные художники способны создать такие рисунки, что ходят волнами под нашим взглядом или изменяют свою форму. Хотя если присмотреться, то вроде бы все осталось, как было и в тоже время, опять, кажется что, что-то изменилось. Интересный подход надо сказать.

Оп-арт в наши дни

Высокая мода никогда не стоит в стороне от подобных новшеств, а потому оп-арт в одежде можно было найти как в прошлом году, так и в этом. Причем он регулярно находил свое применение во множестве коллекций от самых известных марок. Так, геометрические формы пришлись по душе брендам Александр Маккуин, Анна Суи, Роберто Кавалли, Ив Сен Лоран, Клименс Рибьеро, Топ Шоп и многим другим.

Они широко использовали ромбы, треугольники, косые и прямые линии, а также плавные рисунки цветов и просто абстрактных форм. По поводу цвета, главным правилом здесь выступает сочетание контрастных и ярких цветов, так что одежда в этом стиле никак не может быть серой и неприметной. Самыми главными оттенками, конечно же, выступают черный и белый. Из них можно составить самые невероятные вариации.

В сезоне осень-зима 2012-2013 наряды этого стиля можно было увидеть в работах Rochas, Prada, Versus и Miu Miu.А чего только стоит взглянуть на весеннюю коллекцию одежды от Louis Vuitton на 2013 год, где главным рисунком стал с использованием черных, белых, желтых, зеленых, коричневых и других ярких цветов.

Правила выбора одежды в стиле оп-арт

Покупая одежду в стиле оп-арт, нужно понимать, что с ее помощью можно достигнуть более совершенного вида. Так, затемненные линии вдоль боков, визуально делают женщину стройнее, а горизонтальные линии по всей длине платья, могут превратить худую девушку с маленьким бюстом в довольно выразительную красавицу. Точно так же вертикальные рисунки позволяют казаться выше.

Очень хорошо использовать эту одежду и для полненьких девушек. Она может быть выполнена французским методом, который направлен на подчеркивание главных достоинств фигуры, или русским методом – призванным скрывать недостатки.

Но, формируя свой образ из таких нарядов, нужно быть предельно осторожной, чтобы выглядеть красиво, а не броско и неказисто. Для этого следует учитывать, что при наличии костюма, в котором и верх и низ содержит так называемые психоделические принты, аксессуары нужно выбирать монотонные и как можно более спокойные. Ко всему этому также подойдет клатч однотонного цвета и такая же обувь.

При желании можно даже сочетать два разных геометрических принта, главное, чтоб у них была одна цветовая гамма или одинаковые формы рисунков. Однако вполне возможно совместить оп-арт и с совершенно другими рисунками – анималистическими либо цветочными. В последнем случае важно, чтобы один из них был доминирующим, а другой дополняющим.

Вот такое интересное направление, которому обязательно нужно уделить внимание, если есть желание выглядеть красиво и необычно.

Гае Ауленти

Родилась в Италии в 1927 году.

Выдающийся архитектор и дизайнер.

В 60-е годы преобрела известность как дизайнер, создав несколько ярких работ. Популярная концепция кинетики отражена в проекте столика Tour Fontana Arte (1970).

В 1985 году совместно с Пьеро Кастильони Ауленти разрабатывает системы освещения Cestello. Во внешнем виде этих мощных и уникальных светильников тоже можно угадать черты оп-арта.

К тому же они были разработаны специально для выставочных залов и музеев.

Разработка ваз для цветов

Широ Курамата (1934-1991)

Японский дизайнер и его коллеги-соотечественники во многом составляли поколение выдающихся революционеров в дизайне.

В 1970 году создает необычную форму для комода и называет свое творение Drawers in the Irregular Form.Технология была сложной,поэтому только спустя 18 лет его стал выпускать компания Capellini.

Кресло How high is the moon спроектировано в 1986 году и носит очень поэтичное название - “Как высока луна”.Сетка - излюбленный материал Курамата. Холодный блеск ячеек напоминает о ночном свете луны.

Другие имена (утверждать, что на эти творения повлиял в большей степени оп-арт - смело. Пожалуй, приемы оптического искусства выражены здесь, но не сам чистый стиль 60-х).

А. Тейлор. Kофейный столик Butterfly

И наконец, моя любимая тема

В 60-е годы молодежь стремилась к свободе и раскрепощенности.Отныне парни и девушки хотели выглядеть ярко и экстравагантно.Острый контраст черно-белых пятен, привлекающий внимание принт - всё это оставляло незабываемое впечатление.Оп-арт как нельзя лучше выделял яркую индивидуальность из толпы.

Пожалуй, самыми ярыми поклонниками оп-арта были моды.

Моды - или иначе “модернисты” - как первая субкультура появились в Лондоне в начале 60-х. Они отличались излишним позёрством, гоняли на скутерах по улицам Лондона,позиционировали себя как людей с уникальным вкусом. Моды первыми узнавали о новинках в сфере дизайна, музыки и искусства, считали своим долгом окружать себя стильными вещами.

Излюбленной темой английских стиляг был оп-арт.Оригинальные фотографии модов. 60-е годы

Стиль модов до сих пор единодушнопризнается стилем шестидесятых, выраженный в одежде.

Стиль мод интернационален.Он также популярен у нас в России.В Москве проходят весёлые вечеринки модов,на которые пускают исключительно в одежде в стиле шестидесятых.

60-е ассоциируются с именем модельера Мери Куант. Молодая англичанка, вращающаяся в кругах стильной молодёжи Лондона,остро чувствовала дух времени.Все лучшие тенденции в одежде модников она воплотила в своих моделях. Хотя, по сути, новая мода -очень короткие платья и пальто,геометрические рисунки и плоская обувь - была рассчитана только на молодых и стройных,к концу 60-х все женщины одевались подобным образом.Молодость стала культом.

Знаменитый парикмахер Видал Сассун делает актуальную прическу Мери Куант

Bazaar -первый магазин одежды Мери Куант в престижном районе Лондона Челси

Мери Куант изначально использовала в своих моделях акутальный рисунок.
Крупные контрастные узоры лучше всего подходили для платьев прямого и А-образного силуэтов.

В одно и то же время в Америке проходят гастроли культовой среди модов группы The Who и выставка The Responsive Eye.Моментально произошло слияние американской и европейской культур. Оп-арт отныне стал бешено популярным среди европейских модников.

В 1966 году компания Scott Paper Company изобрела бумажное платье, предназначенное как маркетинговый инструмент в рекламе.За один доллар женщины могли купить платье и также получить купоны со скидками на продукты компании.Бумажное платье, бесформенное и непривлекательное,не было изобретением, к которому можно отнестись серьезно, но женщины удивили компанию, заказав полмиллиона этих платьев в течении года.Многим пришлось по вкусу платье, которое можно легко “перекроить” просто ножницами,а также не жалко выбросить, если оно испачкалось.

Принт из оптических узоров - один из самых популярных рисунков на бумажных платьях.

Бриджет Райли и Виктор Вазарели придерживались противоположных взглядов,
когда дело касалось коммерциализации их работ. В то время, как Вазарели считал,что искусство оп-арт должно быть доступно каждому и художники должны даже сотрудничать с текстильными фирмами, Райли раздраженно реагировала на то, что ее работы используют в коммерческих целях. Она считала, что ее искусство превращают в “вульгарные тряпки” и однажды публично выразила негодование одной нью-йорской марке.Она подала иск в суд, но безуспешно.

Пожалуй, новое искусство первыми оценили текстильщики. Фирмы по производству тканей,нанимали молодых художников для разработки актуальных орнаментов. Новые возможности синтетики (прозрачность, блеск,пластиковые материалы), ее оптические свойства позволяли лучше выразить модные тенденции.

Барбара Браун.
Рисунок для ткани “Экспансия”. Фирма Heal`s. 1965

В 60-е появился знаменитый черно-белый рисунок клетки, который у нас носит название “куриная лапка”.Действительно, структуру клетки составляют элементы-модули, по очертаниям похожими на птичий след. Этот рисунок актуален до сих пор, и часто используется в классической одежде высокого качества. Он же украшает упаковку туалетной воды Miss Dior от марки Christian Dior.

Возможно, именно мотивы оп-арта повлияли на стиль марки Missoni. Итальянская фирма была основана в 1953 году.

Дизайнеры Дома Missoni любят обыгрывать тему оп-арта в разработке текстиля.

Оп-арт когда-то в середине 20 века вызывал шок и удивление.Теперь он стал классикой и многие дизайнеры сейчас находят вдохновение в его черно-белых абстракциях.Целые коллекции одежды посвящаются этому удивительному искусству.

Модели из коллекции осень-зима 2009-10 года молодого дизайнера Кашио Кавасаки посвящены творчеству Бриджет Райли.

К теме оп-арта любит обращаться российский дизайнер Вячеслав Зайцев.
Несколько моделей из коллекции весна-лето 2009 были представлены
на Российской Неделе Моды в Москве.