Логопед не поможет: нарушения речи, с которыми справятся только врачи. Как понять, что помимо обращения к логопеду требуется консультация и подключение к лечению других специалистов

Детский логопед-дефектолог занимается коррекцией речевых навыков у детей, имеющих какие-либо патологии речевой системы.

Также в компетенцию специалиста входит работа с малышами, страдающими расстройством аутистического спектра, задержкой умственного развития. Детский логопед-дефектолог тесно сотрудничает с другими детскими специалистами — комплексный подход дает возможность быстрее установить причины проблем и найти решение для их эффективной коррекции.

Обращение к врачу

Диагностика

Коррекция

Запись на прием

С какими проблемами можно обращаться к логопеду

Детский логопед-дефектолог занимается устранением ряда патологий речевой системы:

  • Дислалия;
  • Дизартрия;
  • Алалия;
  • Артикуляционная апраксия;
  • Задержки речевого развития различного происхождения;
  • Расстройства речи, характерные для детей с ЗПР, умственной отсталостью и РАС;
  • Нарушения чтения и письма.

Причиной речевого расстройства у ребенка могут стать факторы, связанные с нарушениями здоровья, многочисленные психоэмоциональные проблемы, социальные факторы. Малышам с ограниченными возможностями, в анамнезе которых имеются отклонения и задержка в психоречевом развитии, особенно необходимо своевременное проведение коррекционно-развивающей терапии. И начинать ее следует с раннего возраста.

Когда нужно обращаться к детскому логопеду-дефектологу

Вам обязательно нужна консультация детского логопеда-дефектолога, при наличии следующих проблем:

  • Ребенок 6−8 месяцев не проявляет никакой ответной реакции на обращенную к нему речь.
  • Годовалый малыш не произносит короткие слова (папа, мама, на, дай и т. д.).
  • Ребенок старше 2,5 лет не говорит совсем или не может сформулировать простое предложение.
  • Есть сомнения в том, что ребенок полностью и правильно понимает речь других людей;
  • У ребенка есть проблемы с мимикой, жеванием твердой пищи и глотанием;
  • Ребенок ходит с открытым ртом, язык выпадает из ротовой полости или наоборот, есть трудности в подвижности языка, губ.
  • Малыш в 3 и старше года не договаривает окончания слов или сокращает слова до короткого слога, переставляет слоги в слове, меняет одни звуки на другие.
  • Произносит предложения или слова только по слогам.
  • Испытывает трудности с запоминанием, концентрацией внимания.
  • Речь активная, но смазанная, понятная только близкому окружению ребенка.
  • К 5 годам в речи искаженно произносятся или совсем не произносятся некоторые звуки.
  • Проблемы освоения чтения и письма у младших школьников.

Логопеды-дефектологи клиники GMS начинают заниматься с маленькими пациентами с возраста от 2,5 лет и старше. Совместное наблюдение ребенка специалистами разного профиля — логопеда-дефектолога, нейропсихолога, невропатолога, помогают быстрее преодолевать имеющиеся проблемы в психоречевом развитии и социализации.

Какие методы диагностики применяются

Специалист анализирует коммуникативные навыки ребенка, его речевую, интеллектуальную и психоэмоциональную зрелость. Анализирует словарный запас, степень речевой готовности, сформированность системы звуков, качество речи и другие параметры. Проводит анализ семейной ситуации, речевого окружения ребенка. Диагностические мероприятия проводятся в игровой форме и включают:

  • оценку состояния артикуляционной моторики;
  • выявление нарушений произношения звуков;
  • анализ фонематических процессов;
  • оценку состояния мелкой и общей моторики;
  • выявление возможных нарушений слуха;
  • оценка понимания обращенной речи;
  • анализ словарного запаса и слоговой структуры слов, умение связно говорить, грамматически выстраивать речь (у говорящих детей);
  • оценка соответствия психоречевого развития ребенка его возрасту.

Также дефектологу может потребоваться проведение дополнительных консультаций:

  • невролога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • отоларинголога;
  • ортодонта.

А также исследований, которые проведут эти специалисты.

В арсенале логопеда-дефектолога множество эффективных инструментов, позволяющих выявить те или иные отклонения речевого развития. Число задач, время диагностики, специфика методик и техник, их сложность зависят от разных факторов и определяются персонально. Анамнез собирается из беседы с родителями и анализа медицинских документов ребенка.

Какие методы коррекции использует логопед-дефектолог

На основании полученных результатов составляется курс коррекционной терапии, который состоит из комбинации разных методик и техник. Коррекционно-развивающие занятия направлены на:

  • выработку или улучшение коммуникативных навыков;
  • развитие когнитивных процессов (мышления, памяти, концентрации внимания и т. д.);
  • вызывание речи и ее понимание и т. д.
  • улучшения состояния звукопроизношения.

Программа включает комплекс различных упражнений. Это дыхательная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, прорабатывание каждого отдельного звука и другие методики. Логопедический массаж — это особый способ воздействия на речевой аппарат при нарушениях тонуса речевой маскулатуры.

Занятия проходят в игровой форме. Это позволяет заинтересовать ребенка и удерживать его внимание столько времени, сколько потребуется для закрепления полученного навыка.

Услуги детского логопеда-дефектолога в GMS Clinic

В медицинском центре GMS Clinic работают опытные логопеды-дефектологи, которые быстро проведут диагностику речевых нарушений и разработают коррекционную программу, которая будет наиболее результативной в данном клиническом случае.

  • GMS Clinic оснащена современным диагностическим оборудованием экспертного класса и располагает широкими возможностями в проведении комплексного обследования, направленного на выявление причин речевой дисфункции.
  • Консультации ведут опытные детские логопеды-дефектологи, тесно работающие с другими узкими специалистами — детским неврологом, оториноларингологом, психиатром, нейропсихологом и т. д. , что позволяет комплексно воздействовать на проблему и достигать скорейшей нормализации речи.
  • Применяются современные разработки в области диагностики и коррекции речевой дисфункции у детей.
  • Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
  • Коррекционная программа составляется исходя из возраста ребенка и клинических особенностей, что позволяет достигать положительного результата уже с первых занятий.

Записаться на консультацию к специалисту можно в удобное время, по телефону или онлайн.

Как проходит консультация

Прием детского логопеда-дефектолога требует подготовки. На прием необходимо принести, если имеются все выписки о неврологическом статусе ребенка. Подготовьте рассказ о том, как протекали беременность, роды, ранний период жизни малыша. Сформулируйте основную проблему, которую хотите решить и составьте запрос. Запишите вопросы, которые хотите задать специалисту, чтобы не забыть ничего в процессе приёма.

Специалист начнет консультацию с беседы с родителями, задав ряд вопросов, касающихся особенностей развития малыша, когда возникли признаки нарушения речи, наблюдаются ли улучшения или ухудшения и т. д. Затем проведет необходимые диагностические мероприятия в игровой форме и на основании полученных результатов составит оптимальную схему коррекционного воздействия

Как записаться на прием

Консультация детского логопеда-дефектолога проводится по предварительной записи. На прием к специалисту GMS Clinic можно записаться в удобное время, оставив заявку на сайте или по телефону.

Стоимость услуг детского логопеда-дефектолога

Название услуги Обычная цена Цена со скидкой 30%
Первичный прием специалиста 8 245 руб. 5 771,5 руб.
Повторный прием специалиста 7 007 руб. 4 904,9 руб.
Первичная консультация ведущего специалиста 11 779 руб. 8 245,3 руб.
Повторная консультация ведущего специалиста 10 010 руб. 7 007 руб.

Цены, указанные в прайс-листе, могут отличаться от действительных. Пожалуйста, уточняйте актуальную стоимость по телефону +7 495 781 5577 (круглосуточно) или по адресам: г. Москва, 1-й Николощеповский пер., д. 6, стр. 1 (клиника GMS Смоленская) и ул. 2-я Ямская, д. 9 (клиника GMS Ямская). Прайс-лист не является публичной офертой. Услуги оказываются только на основании заключенного договора.

В нашей клинике принимаются к оплате пластиковые карты MasterCard, VISA, Maestro, МИР.

Почему GMS Clinic?

GMS Clinic - это многопрофильный медицинский и диагностический центр, предоставляющий широкий спектр медицинских услуг и возможность решить большинство проблем со здоровьем при помощи медицины западного уровня, не покидая Москвы.

  • Отсутствие очередей
  • Своя парковка
  • Индивидуальный подход
    к каждому пациенту
  • Западные и российские стандарты доказательной медицины

анонимно , Женщина, 27 лет

Здравствуйте! Даже не знаю к кому обратиться, вопрос сразу к 3 специалистам: неврологу, психологу и логопеду. Дочь, воздаст 2, 6, не говорит, лепечет. К самообслуживанию стремится, не все умеет, но пытается из-за всех сил. Обучаема достаточно легко, любит игрушки, навязчивых действий не наблюдалось, есть махание руками во время радости очень сильной. Дома ужасная обстановка, с мужем друг друга ненавидим и терпим ради дочери, вместе стараемся не пересекаться. Наблюдаемся у 2 неврологов, диагноз алалия или зпрр. Простые команды понимаем, глаголы, некоторые пытаемся повторять (исить, лятьгу, игать и т.п.). Но вот что у меня не сходится: в глаза смотреть может и не только маме, есть повторения за мамой, интерес к маминым действиям, общение глаза в глаза гласными звуками, (чмоканием, хрюканием) и т.д., во время песен старается напевать мелодию глядя в глаза. Когда же пытаюсь отдельные говорить слова, не всегда смотрит. Есть пару слов, но они не обращенные, просто есть и есть. Неоднократно слышала "мама", но не обращено. Ничего не понимаю что с ребенком!? Встречает с работы, улыбается, смеется, манипулирует взрослыми, капризничает, как обычный ребенок, но говорить просто как специально отказывается. Может причина в нас? В родителях, что мы скандалим? Рисует с мамой и без, играет в прятки со взрослыми (голит), любит догоняшки, смотреть и пытаться повторять действия чьи-то? Пробует себя в роливых играх, кормит маму с вилки и мн.др, но говорить отказывается. Какие могут подходить диагнозы под описание, какие анализы лучше всего сделать в данном случае, или все же это зпрр и нам где-то 1 - 1.7 года по развитию? Хоть понять, в какую сторону искать решение вопроса, я не медик, а диагнозов много(

Здравствуйте! извините за задержку с ответом! Диагноз звучит адекватно: алалия и зпр.. Но ситуация в том, что это просто обобщенное название, причины могут быть разные. Расскажите, как протекала , роды, первый год жизни. Интересуют травмы, инфекции, интоксикации как у вас, так и у ребенка. Как с наследственностью? Как вела себя до года? Когда обратили внимание на то, что что-то не так? Какие-нибудь странности в поведении еще есть? С супругом давно напряженные отношения? Ребенок мог быть свидетелем громких скандалов? Буду признательна за дополнения.

анонимно

Екатерина, спасибо Вам за ответ и такие важные вопросы. Вы первая, кто начал их задавать. Попробую более подробно описать ситуацию, возможно Вы сможете прояснить хотя бы пару моментов для меня. Вопросов много накопилось за 6 месяцев лечения, ответы получаю только на некоторые из них. Беременность протекала физически хорошо, чувствовала себя отлично все 42 недели. Но вот морально, меня будто сглазили: ограбили только открывшийся бизнес, авария с переломами рук, скандалы на работе, на меня упал потолок амстронг и мн. мн. др. Постоянно лежала на сохранении и скакал белок в анализах мочи. Я бойко старалась держаться и не унывать, проявляла чувство юмора и т.д. в любых ситуациях. В 1 месяц, еще не зная о положении, сдавала госы и дипломную, вышла замуж, узнала в день свадьбы о беременности. Роды протекали тяжело, род деятельность слабая, лежала больше 12 часов. Пузырь проткнули, стимулировали, воды зеленые. Диагноз при выписке: гипоксия, ВЗУР (внутриотробная задержка развития), диспластический вариант под вопросом. Что это за диспластический вариант я так и не поняла. Не было рефлекса к ходьбе. К счастью, я занялась ходьбой серьезно и дочь пошла в 1 год и 2 месяца. До 2 лет все было по срокам и хорошо, все как у всех. Доча начала после 2-х лет как сбавлять обороты, медленно. Летом мы упорно за нее всей семьей взялись: картоксин, лазер, глицын, пальтекольцин, магний, электрофорез, поездки на природу и т.д. Динамика есть. Доча более обучаема, более спокойна, хотя она и не была особо неспокойной, просто более активна. Я не логопед и не медик, но упорно взялась за дочь. К счастью, я дизайнер, беру её фантазией. Упор ставлю на моторику и речь. Изночально подозревали неврологи аутизм, практически сразу исключили. Врачи сказали так: аутист не будет специально орать или капризничать для достижения цели и легкие лекарства не помогут такому результату. Сглазить боюсь, но за 3 месяца мы многому научились: прыгать, хлопать в ладоши, самообслуживание улучшается (хочет сама), петь пару песенок (точнее подпевать маме: поем вдвоем или по очереди), ловить мячик (кидать и пинать умели), пробуем раскачиваться и каталься на велосипеде. Появилось желание ролевой игры. Повторение с каждым днем нарастает: бывает сразу, бывает после пару попыток. Мы очень много рисуем, знаем все материалы для рисования, раскрашиваем, стал получаться сюжет. У нас нет не страхов (и не было) нетипичных, стимуляторы проявляются реже, нет механики. Я знаю, что аутизм, в основном - это отсутствие общения, все остальное роли не играет. Все детки разные и у всех по разному этот диагноз развивается, но из всего у дочи страдает речь, взгляд и указательный жест. Рукой мамы пользуется только для помощи, если что-то не получается сразу. В глаза она смотреть умеет и она может повернуться и начать со мной лепетать глаза в глаза. Как только ей понятно, она общается и смотрит, начинаю усложнять слова - как отрезало, прекращает смотреть. Не могу понять, что это? Психологический зажим? Как раз с 2 где-то лет дочери, даже чуть раньше, и до 2,4 мы с мужем очень сильно ругались, на материальной почве и измены. Я не могла сдержать эмоции и постоянно орала на него, он уткнувшись в одну точку сидел и ничего не делал. Сейчас стараюсь не орать и вообще не повышать голос, если злюсь, просто ухожу куда-нибудь в сторону. По поводу общения дочери могу уточнить, если это и можно считать детским общением.... Хвостом ходит, где все, там и она. Если дети к ней тянутся, она с радостью включается в игру. Любит прятки, догонялки, хороводы. Детей не боится, не прячется и не убегает. Иногда может отобрать игрушку, без агрессии, понимает правила игры (любой). На кого-то просто прекрасно реагирует, вместе играет, прыгает, дурачится, кого-то сразу не подпускает. На руки просится, может уснуть на руках спокойно (ради интереса пробовала). Проявляет сообразительность: включить свет, если темно, например. Подставить что-то, если высоко. Не боится прикосновений к телу и к голове, спокойно заплетается. Все мои новые занятия, предложенные мной, с радостью выполняются. Очень любознательна, не боится нового ничего. Так то особо ничего не беспокоит, обычный ребенок, как ребенок, который отзывается, обычно капризничает, имеет разные интонации, чувство страха там, где и должен он проявляться. Пугало, что не ела сама, не пользовалась горшком, не одевалась, лепетала, ходила на цыпах и толком не смотрела в глаза (до 2-х лет было лучше со зрительным контактом). Лечение помогает, есть плюсы во всем. Ну и я отрубила всю технику, стала только живое общение давать и заниматься, заниматься, заниматься, как в школе. Может ли быть это психологическим зажимом или страхом, что не поймут?

Здравствуйте! Спасибо за пояснения. 1. Диспластический вариант - это значит, что вероятно во время созревания плода было нарушение развития соединительной ткани. В серьезных случаях это проявляется неправильно развитыми ушными раковинами, резкой асимметрией лица, неправильно развитыми пальцами. Тем не менее, даже дисплазия под вопросом обозначает, что во время беременности что-то внутри шло не так, а следовательно, глубинные мозговые структуры, которые формируются в утробе и в течение первого года жизни, развиты не очень хорошо. На практике это может обозначать, что у ребенка довольно слабая нервная система, он быстро устает, много болеет, ему тяжело сосредоточиться, внимание неустойчивое. Конечно, эти симптомы могут проявляться в негрубой форме. Для коррекции этой мозговой дисфункции рекомендована лечебная физкультура, массажи, растяжки, спокойная умеренная физическая нагрузка. Но есть один важный момент. Физкультура тут должна стать спутником жизни. То есть, чтобы человек хорошо себя чувствовал, не болел, важно постоянно давать себе физические нагрузки. Правда, я бы рекомендовала избегать командных видов спорта, поскольку они очень изматывают хотя бы в том плане, что много нужно общаться с членами команды, это может быть сложным. Ну и в целом активное общение со сверстниками таким детям не очень нравится. 2. Вот то, что к 2 годам начала "сбавлять обороты", тоже к дисфункции стволовых структур мозга. Тяжело, нервная система слабенькая, но это не значит, что ребенок не способный или у него есть серьезные проблемы с развитием. Просто ему физически сложно много делать. 3. Медикаментозная терапия была назначена адекватная. Динамика должна пойти на ней. Но не забывайте про слабенькую нервную систему. поэтому динамика тоже медленная. Значит терапия нормальная. потому как иногда бывает, что дети резки становятся суперактивными, неугомонными, шумными. И это тоже нормально, но гораздо бережнее все же на мой взгляд это постепенная динамика. 4. Не аутизм. Согласна с этим выводом. 5. То, что с фантазией к делу подходите - просто невероятно здорово и очень важно! 6. про усложнение и отказ от выполнения. Все та же причина в мозговой дисфункции - тяжело. просто очень физически сложно сделать усилие. Это нормально. Здесь главное - спокойно, постепенно усложнять. 7. Ребенок очень восприимчив к неблагоприятному климату внутри семьи. Даже если вы и не ругаетесь при дочери, то она все равно чувствует ваше напряжение. От этого ей тревожно. Ну и опять возвращаемся к нашей слабой нервной системе. Ей тревожные эмоции тоже тяжело даются, отнимают много сил. В совокупности: тревога + мозговая дисфункция, и мы имеем то, что имеем. 8. Такие детки очень теплые, контактные (в отличие от больных аутизмом), они тянутся, хотят общения, но опять же они устают. Любая эмоция, будь то положительная, или отрицательная, так или иначе отнимает силы. 9. Насчет техники. Сейчас есть много приложений для деток для развития памяти и внимания. ни там в игровой форме дают задания. Можно иногда в эти игры играть. Но, конечно, это не заменяет развивающие игры с семьей или с другими детьми. 10. Как выше сказала, тревога и мозговая дисфункция. Ну и потихоньку приближаемся к кризису трех лет, который характеризуется жаждой самостоятельности. Не стоит забывать, что самостоятельность ей тяжело дается. А неудача может отпугнуть от дальнейшего совершенствования своих действий. поэтому можно порекомендовать хвалить даже за самые маленькие успехи, не критиковать в случае неудачи, а помогать, делать какие-то вещи вместе, с последующей похвалой. Девочке может не хватать веры в свои силы. А в остальном - физическая нагрузка. При необходимости, после консультации с неврологом, небольшие дозы ноотропов. И все получится. Успехов вам!

анонимно

Спасибо за такой хороший ответ!!! Мне хотя бы стала понятна причина. Мы очень с дочей вдвоем стараемся: я сочиняю и изощряюсь, как развивать ей и память и фантазию, речь, она - с удовольствием подхватывает за мной все мои предложения. Она у меня большая умница и молодец! Для нашей ситуации мы очень хорошо развиваемся и многое преодолели. Я готова ждать сколько угодно времени, сколько ей потребуется, лишь бы только все у нее было хорошо. Огромное ВАМ человеческое спасибо!!!

анонимно

Здравствуйте еще раз! Очень понравился Ваш ответ, поэтому хотела бы еще Вам вопросик задать, если можно. Итак, дочке 3 года и 2 месяца, динамика на лицо, лечение помогает без спорно, ну и занятия. Продолжаем кортексин, лазер, электрофорез, микрополяризацию, занятия с психологом АВА и дефектологом. Пошли мы в центр к психологу и дефектологу, где занимаются со сложными случаями. Сначала подозревали РАС, сейчас слышу от психолога, что дочка умная, у нее сохранный интеллект и что она однозначно заговорит. Понимание речи нарастает, стала понимать простые просьбы и появились простые просьбы с дальнего расстояния (с одного края комнаты в другой): дай лошадку, дай зайку, неси мне книжку и т.д. Отзывается на имя очень часто. Стала кушать ложкой (2,5 года), ходит на горшок, одевает одежду сама или просит помощи, проявляется указательный жест в книжках, вопрос глазами "кто это?" и указательный жест, стала отвечать на вопросы, причем любые (УРА! хотя не всегда правильно), на вопрос "где мама" ищет меня глазами или на вопрос "кто я?" ответит "мама". Появилось около 60 слов и они нарастают. Пробует соединять эти слова в предложения из 2 слов. Знает цвета и разделяет оттенки. Рисует, чиркает. Лепит из пластилина. Собирает 2-6 детальные пазлы сама и 24 с помощью мамы. Выставляет игрушки животных в парочки, которые целуются и любятся, иногда бывает рядочком, но срадостью по моей просьбе всех их назовет или даст мне кого-то. Строит башни из всего чего только можно, причем разного вида, любит башни из латто (когда на 2 досточки кладут сверху одну), лего, кубики, книжки-кубики. Сейчас иногда может путаться в словах, но всегда поправит саму себя и скажет правильно. Прищепки пришпандоривает. Ходит гулять с игрушками, в ванну. Стала любить помогать по дому: протирать стол, пылесосить, мыть пол шваброй, стирать в машинке, убирать игрушки. После занятий всегда бежит ко мне обниматься. Стала много ластиться, обнимать меня за ногу, искать меня по всей квартире, нервничать, когда я чем-то занята. Мне стало гараздо легче находиться с дочкой одной дома, когда она меня стала понимать, слушаться, особенно засыпать рядом или бежать ко мне под одеяло, когда страшно. Я стала чувствовать эту девчачью любовь и соответственно отдавать ей больше. Буквально недавно мы делали ЭЭГ, выяснилось, что у нас мозг не соответствует возрасту, доминируют тетта и дельта волны. Эпилепсии нет. Это может служить причиной? Если ЗПРР - следствие, то мы выяснили причину? ВУЗР с рождения так и тянется хвостом? Нам 3 года, а развитие на 2 года. Все так же проблема с глазами, контакт поймать можно чаще, чем раньше, но он не такой пристальный. Хотя на чужих стала вылупливаться, как и на себя в зеркале.

Здравствуйте! Я очень рада за ваш прогресс! по поводу ЭЭГ. Там просто показана незрелость коры головного мозга, это проходит, когда проводится коррекционная работа. Причин может быть много.... Сложно однозначно сказать. На мой взгляд, основная причина - нарушение развития плода во внутриутробном периоде, мы с вами ранее об этом говорили. Но это проходит, если коррекцией этого нарушения занимаются. И очень важно, что все мероприятия подобного рода вы стали проводить сейчас. Тут важно не затягивать. Обычно в таких случаях бывает, что прогресс идет замедленно, неравномерно, а после 7-8 месяцев - бабах! - и ребенок "как новенький". Главное, по достижении явных хороших результатов не бросать коррекцию, а добиться устойчивости. Всего доброго вам и вашей дочке!

анонимно

Здравствуйте! Я подумала, возможно Вам будет интересно, какие у нас результаты по истечении времени... Сделали 4 сеанс кортексина, ходим к логопеду, психологу, на танцы и в садик на адаптации до 12.00. В сад пошли обычный, но в логопедическую группу. Не жалею об этом решении. В речи огромный прорыв: активно пользуется словами, и в пассивный словарь стали входить фразы, которые периодически из нее вылетают. Поем песни. Огромный репертуар детских песней, очень музыкальна. После исправления речевых трудностей обязательно отдадим куда-нибудь в кружок пения. Этот факт замечаю не я одна, что есть природные данные к музыке и пению. Стала повторять движения, копирует активно, все лучше и лучше. Летом был огромный прорыв, сказали, что удалось главное, вытрясти душу наружу. Дома - ангел, в садике пока молчит, как партизан. Но мы не унываем и выжидаем, продолжая занятия и коррекцию. Аутичные черты есть, но все же все стали склоняться к зпрр, небольшая разница в отставании в возрасте в развитии, не больше года. Появилось понимание "хочу" и "не хочу", да и нет. Стала себя почти полностью обслуживать, больше лень. Легко наденет штаны, застегнет молнию, пробует шнуровать. Когда она рядом, вижу, как она развивается, общается, как она стремится, хочет. Действительно, ей тяжело и она устает. Как только бабушка задаривает игрушками, дочку несет, слишком бурно реагирует. Очень надеюсь, что со временем это пройдет. Знает цвета и оттенки, цифры, буквы, всех животных, всех птиц, всех букашек и таракашек, растения, вперед, назад, право, влево, время ночь и день, зима и лето, считает до 10, пробует читать по слогам или по буквам не большие слова. Любопытство ей помогает бороться и развиваться. Последнее время стала развиваться фантазия и моторика, особенно крупная. Нет проблем с прищепками, пластелином, красками, бусинами и т.д. Все просто стало не проблемой, проще, легче. За садик переживаю, но все же надеюсь, что и там дело пойдет. Она не то чтобы не общается и доставляет хлопоты, просто её пока не понимают. Но скажет она ребенку "писить" или "пить", они не понимают, как и начнет песни петь, никто конечно не подпевает ей, как дома. Ролевые игры пошли, маленькие, но все же есть. И нет в них механики. Играет с кем-то, может спать положить, потом на горшок посадить, на машине покатать, потом взять другого и чай налить или искупать. Все комментирует, то есть, она понимает, что делает. Стала задавать один вопрос "кто это?" очень активно. Честно, я очень рада результатам и не собираюсь останавливаться. Вам огромное спасибо! Вы единственный специалист, который возможно и рассматривал аутизм, но все же предположение дали другое и оказались правы. Я о нашей переписке не рассказывала никому. Летом услышала ваши же слова от врачей с прогнозом "ждем в 4 года Вас уже говорящих, остальное пройдет медленно вместе с речью". Спасибо большое!

Рассказывают специалисты «Детской академии речи» и Центра речевой неврологии «ДокторНейро» .

Для каждого родителя рождение малыша - это тот удивительный и ни с чем не сравнимый момент, когда общение с крохой раз и навсегда из заочного превращается во взаимное. Сначала первый тактильный, а потом и первый зрительный контакт, первый сфокусированный взгляд, первая реакция (какой большой спектр эмоций!), первая улыбка, первое гуление и, наконец, первая речь. Ребенок не рождается со сложившейся речью, он идет к ней постепенно: учится правильно и четко произносить звуки, двигаться от слогов к словам, связывая слова друг с другом, строить фразы, внятно и последовательно излагать мысли.

Но иногда случается, что время идет, а первых слов все нет и нет. Или речь появляется, но неразборчивая, непонятная, о смысле слов приходится только догадываться. И эти наступающие на разных этапах жизни ребенка отклонения в речи, конечно же, вызывают у родителей тревогу .

И в большинстве случаев первое, а порой и единственное, что приходит в голову таким родителям - искать помощи у логопеда.

Но вот вопрос - в каждом ли случае логопед способен помочь? Всегда ли он может решить проблему нарушения речи самостоятельно? Попробуем разобраться.

Кто такой логопед? Чем занимается этот специалист? Какие задачи решает?

Логопед - это коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений. То есть, судя по этому определению, логопед работает с уже очевидным проявлением проблемы: исправляет неправильную речь.

Это проявление - нарушение речи - может быть до какой-то степени индивидуальной особенностью малыша, а может быть симптомом какого-либо нарушения, у которого есть медицинская причина - что-то такое, что случилось с организмом ребенка и повлекло за собой сбой в развитии речи .

Что это значит?

А то, что логопед не врач, и он не занимается лечением причины нарушения речи.

Если нарушение речевого развития - это симптом, проявление какого-либо заболевания, то в таком случае логопеду необходима помощь других врачей и специалистов. Сам по себе, без комплексного подхода к устранению причины нарушения, логопед не поможет. О чем, кстати, хороший, грамотный специалист всегда сообщит родителям.

Как понять, что помимо обращения к логопеду требуется консультация и подключение к лечению других специалистов?

Не секрет, что нормативный процесс формирования речи у всех детей протекает по одинаковому сценарию. И существуют возрастные нормы этого процесса - в определенные моменты жизни ребенок должен обладать определенными речевыми навыками.

Несоответствие этим нормам свидетельствует о том, что что-то в развитии ребенка происходит не так.

Но, с другой стороны, дети все-таки разные и нельзя требовать, чтобы все они развивались как по команде. Несмотря на то что возрастные нормы развития речи существуют, допускаются некоторые вариативные колебания вокруг ключевых показателей этих норм в ту или другую сторону.

Проблема заключается в том, что до 2,5 лет довольно трудно однозначно утверждать, лежит ли в основе речевых нарушений какая-либо медицинская причина или они являются допустимыми вариациями нормы (развитие происходит полноценно, но с опозданием: структуры мозга созревают чуть позже).

Что это значит? Что во втором случае помощи логопеда может быть вполне достаточно, а в первом к процессу коррекции речевых нарушений необходимо подключение других врачей и специалистов.

Как поступать родителям, если у малыша налицо проблемы с речью, а логопед не помогает?

Если до 2,5 лет поведение ребенка не вызывает тревоги (малыш активен, контактен, играет с другими детьми, узнает близких, у него выражена реакция оживления), а коррекционные занятия дают результат, то, скорее всего, помощи логопеда будет достаточно - специалист «подгонит» речь ребенка под возрастные нормы .

Но если занятия с логопедом не имеют положительной динамики или наряду с речевыми проблемами проявляются какие-то другие настораживающие признаки, уместно говорить о наличии органических причин нарушения речи.

В таком случае на помощь только логопеда полагаться опасно и однозначно стоит пройти комплексное диагностическое обследование.

И вот почему: чем ближе подходит время к 2,5-3 годам, тем отставание в речи ребенка становится более значительным и заметным. Его все сложнее интерпретировать как индивидуальную особенность развития.

Скорее всего, нарушение развития речи не будет единственным проявлением проблемы.

У малыша могут наблюдаться определенные особенности в поведении (специалист может увидеть их и раньше, но к этому возрасту они становятся более выпуклыми).

Например, ребенок на фоне затруднений с речью может не реагировать на обращенную к нему речь, не смотреть в глаза, не пытаться вступить в контакт с другими детьми, не проявлять интереса по отношению к другим людям, демонстрировать однообразие в играх, моторную неловкость. Такие особенности поведения говорят о том, что малыш может находиться в аутистическом спектре и ему требуется помощь не только и не столько логопеда, сколько невролога, невропатолога, дефектолога, нейропсихолога, а иногда и генетика.

Или, например, другой вариант проявления нарушения речевого развития: ребенок не замыкается, охотно настроен общаться, интеллектуально развит, но его речь непонятна. Он говорит на тарабарском языке, добавляя для убедительности к «словам» паралингвистические средства - мимику, жесты, интонацию.

Скорее всего, это неврологическое нарушение алалия. Участки головного мозга малыша, отвечающие за его речь, повреждены.

Такому ребенку однозначно требуется помощь речевого невролога вкупе с нейропсихологом и логопедом.

Ребенок может вообще замкнуться, отказаться разговаривать в принципе. И при этом его интеллект также сохранен, к тому же нет никаких органических патологий. Это классический невроз. В основе такого поведения исключительно психологические причины, и справляться с таким речевым негативизмом должен психолог.

Проблемы со слухом, определенно, являются причиной нарушения качества речи! Конечно, без помощи врача-сурдолога не обойтись. А в случае высокой степени потери слуха ребенку необходимы занятия не столько с логопедом, сколько с сурдопедагогом.

Отсутствие речи у ребенка или его неспособность освоить артикуляцию простых звуков может стать основанием для осмотра органов его артикуляционного аппарата (полости рта, мягкого и твердого неба, костного строения черепа, челюстей). И без исправления каких-либо дефектов помощь логопеда невозможна.

Возраст три года - это пограничный рубеж.

Если к трем годам речь не выправилась, развивается неполноценно или не развивается вообще , к помощи речевого невролога стоит обратиться даже в том случае, если комплексное диагностическое обследование не выявило у ребенка каких-либо ярко выраженных патологий и нарушений развития.

Речевое отставание после трех лет становится причиной для отставания уже развития психического.

Дело в том, что человеческая психика до определенного возраста проходит обязательные поэтапные ступени развития. Нормальное психическое развитие происходит только в том случае, если последовательно пройдена каждая ступень. Речь - одна из этих ступеней.

Как только ребенок заговорил (а именно начал общаться с помощью речи), его психика начинает в своем развитии опираться на это умение говорить, на эту приобретенную способность к коммуникации. Речь не дана человеку, чтобы просто произносить слова. Смысл речи - в общении! И без подключенного в определенный момент опыта общения психика не может дальше развиваться полноценно.

Именно поэтому, начиная с 3-3,5 лет, речь ребенка должна войти в норму как можно быстрее.

Наступает 1 сентября и стройные ряды неловких и возбудимых детей идут в школу. И понеслось: бесконечные замечания на уроках, при чтении и в тетрадях. Учителя стонут, детки рыдают, родители опускают руки. Ребенок оказывается частым гостем .

А логопед прежде всего направляет такого ученика к неврологу. Ведь его, логопеда, учили в педагогическом институте, что помощь неуспевающему ребенку должна быть комплексной.

Невролог осматривает ребенка и делает пометку в карточке и в справке для школьного логопеда: «Очаговой симптоматики не обнаружено».

Что это значит? Это означает, что все отделы головного мозга у неуспевающего ученика устроены правильно, и функционирование нервных клеток тоже в пределах нормы.

На самом деле, у ребенка не обнаруживается лишь грубых симптомов. К примеру, ребенок не хромает, может нормально ходить, умеет прыгать и бегать, не поджимает ту или иную руку, обе они одинаковой толщины и т. п.

Но существуют и малозаметные признаки неблагополучия в развитии головного мозга.

К примеру, во время письма сильно напрягаются мышцы рук, шеи, лицевые мышцы. Ребенок смотрит на доску, но не замечает то, что написано на ней справа или слева.

Такие признаки можно выявить, только лишь спровоцировав некоторые симптомы. Например, держать левую руку ребенка, пока он выполняет задание правой.

А родители неуспевающего ученика ждут от невролога помощи, умоляют «что-нибудь» сделать, чтобы ребенок не числился в «дурачках» и двоечниках. Невролог прописывает успокаивающие или стимулирующие мозг препараты. Мама с ребенком послушно посещают врача с периодичностью 1 раз в 3-4 месяца. Но проблемы не уходят. Поведение остается прежним, количество ошибок в чтении и письме не уменьшается. И родители, разочаровавшись в медицине, исчезают навсегда.

Большинство врачей довольны уровнем своей подготовки. Лечению неуспевающих в школе детей не учат в медицинском институте. В идеале, после института врач-невролог должен развиваться самостоятельно, находить учителей-единомышленников и вместе с ними проводить эффективный коррекционный курс для таких детишек.

Грустно и то, что большинство родителей рады тому, что от них не требуется никаких усилий.

Какие дети должны быть под наблюдением невролога?

1 группа. Возбудимые дети.

Они заикаются, писаются ночью, имеют тики: непроизвольно двигают губами, плечами, моргают. Возбудимые дети часто совершают ритуальные или стереотипные действия: без конца потирают или нюхают руки, включают и выключают воду и свет, закрывают и открывают двери и т. п.

На перемене они так возбуждаются, что весь урок не могут успокоится и просто не в состоянии контролировать свое поведение: передвигают предметы на парте, вертятся, роняют ручку и карандаши на пол. Словом, всеми способами отвлекают других от учебного процесса.

В чем причина повышенной возбудимости ребенка?

На этот вопрос сможет ответить только команда специалистов, в которую входят невролог, нейропсихолог, психолог, а иногда и психиатр.

Обычно таких причин несколько и сложно выделить ведушую без точной диагностики состояния ребенка.

Стратегию и тактику эффективной коррекционной работы сможет определить, опять же, только команда специалистов. Иногда возбудимому ребенку достаточно будет курса подходящих медикаментов. Но чаще помогает изменение отношения к ученику, выстраивание определенных программ действий (к примеру, выполнение какой-то рукодельной или домашней работы, которая требует соблюдения определенной последовательности).

2 группа. Дети, которые перенесли гемипарез.

Гемипарез возникает вследствие ассиметричного поражения головного мозга. Он может возникнуть из-за недостаточного поступления крови в головной мозг (если пережаты сосуда) или из-за кровоизлияния.

Ярким симптомом гемипареза является ассиметричное поражение рук или ног. Одна нога или рука начинает слабеть, медленно развиваться, «поджиматься».

Кроме «скрюченности» одной руки или ноги, у ребенка может быть перекос туловища и плохая подвижность шейного отдела (когда, чтобы посмотреть в сторону, ребенок поворачивает не голову, а все тело).

Гемипарез часто связан с травмой во время родов, но бывают также и другие, более поздние причины — кровоизлияния, не связанные с родами, тяжелые травмы (из-за автокатастрофы), инфекции головного мозга.

Грубое нарушение в форме пареза (когда ребенок не владеет в полной мере одной половиной тела) встречаются не часто и не проходят мимо внимания врачей. Гораздо чаще встречаются «легкие» поражения, на которые никто, как правило, не обращает внимания. Перечислим их.

Перенесшие гемипарез дети не в состоянии сосредоточиться на одном занятии. Их желания меняются молниеносно. Они не умеют выстроить программу действий и постоянно хватаются за все сразу, в результате ничего не доводят до конца. У них все ломается и «горит» в руках. Часто такие детки любят бесцельно бегать по кругу. Пугают окружающих тем, что могут беспричинно разрыдаться.

Став постарше, эти дети становятся чрезвычайно неловкими. Спотыкаются и падают «на ровном месте», не попадают в дверной проем и набивают шишки, спотыкаются на лестницах. Категорически не любят лепить, рисовать, вязать, шить или вышивать. Мальчики отдают предпочтение бесцельному катанию машинок туда-сюда, а не игре в конструктор.

Логопеды уверенно скажут, что из таких «неумех» и вырастают потом школьники, стойко неуспевающие по чтению и русскому языку.

В следующей статье мы поговорим о том, как лечат возбудимых детей и детей, перенесших гемипарез.

Василенко Ольга Георгиевна,
учитель-логопед