Что такое механические жесты. Психология общения

Термин « жесты » понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека , при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением.

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов.

В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются :

  • жесты рук : руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
  • жесты кистей рук : открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
  • «игры рук» : пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;
  • жесты пальцев : палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;
  • рукопожатие : твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.
В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия :
  • жесты ладони : открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;
  • жесты кистями и руками : рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
  • жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
  • барьеры из рук : скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
  • барьеры из ног : перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др.

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

  • аффективно-коммуникативная — жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);
  • регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);
  • информативно-коммуникативная — презентация информации об объекте, о себе, о другом.

Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой :

  • коммуникативные жесты , замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.);
  • описательно-изобразительные жесты , сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.);
  • модальные жесты , выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).

Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы :

  • жесты-регуляторы , выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);
  • жесты-эмблемы — своеобразные заменители слов или фразв общении (поднятый вверх большой палец и др.);
  • жесты-иллюстраторы — жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.);
  • жесты-адаптеры , демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);
  • жесты-аффекторы , выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость);
  • жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критическая оценка; почесывание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение).

Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже в тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная прежде всего индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность . Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие — часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает.

Вариативность и многофункциональность жестов связаны также с различиями культур, в которых они функционируют: один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест«почесывание затылка», передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко.

Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве . Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.).

Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам).

Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

  • ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера — стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль;
  • ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера — готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается;
  • ладонь ребром вниз (вертикальное положения) — позиция равенства;
  • рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) — стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием;
  • рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера;
  • рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей;
  • короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии;
  • весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности.

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.

В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.

Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

Жесты: классификация и значение. Культура жестикуляции.

По разным данным примерно десятую часть информации мы передаем словами, больше половины приходится на жесты, разница принадлежит интонации. Цифры в процентном соотношении могут быть немного разными, но пропорция при этом остается той же. А это значит, что главенствующую роль при общении играют жесты. Поэтому им надо уделить пристальное внимание.

Говорят, чтобы верно оценить человека, достаточно первых 10 секунд общения, во время которых мы как будто «сканируем» собеседника. И если жесты не соответствуют его словам, мы интуитивно это чувствуем. Этим объясняются моменты, когда мы не можем понять, чем же нам так неприятен тот или иной человек.

По классификации жесты делятся на общепринятые, эмоциональные (они соответствуют уровню культуры страны проживания), ритуальные (типа приветствия) и индивидуальные.

Благодаря жестам мы можем общаться ярко и эмоционально, понимать иностранцев без знания языка. В порядке исключения некоторые жесты в разных странах трактуются по-разному (кивок, который у нас расценивается как «да», в Болгарии, Турции и Греции означает «нет» и наоборот).

Если сомкнуть в кольцо указательный и большой пальцы, в Америке это будет означать согласие «ОК», у французов - «ноль», у японцев – деньги.

Во Франции и у нас приставленный к виску палец означает глупость, а в Голландии – признак высокого интеллекта.

В Греции не машите рукой в знак прощания - этот жест греки считают нецензурным.

О дурных привычках

"Язык жестов"

Психологи всего мира уже полвека изучают смысл жестов и уже сделали множество выводов, наблюдая за людьми и их манерой держаться. Воспользоваться их советами может каждый желающий, благо, книг по этой теме предостаточно.

Но при попытке «разгадать» человека надо учитывать внешние факторы, чтобы не ошибиться в суждении о том, что у собеседника на уме и искренен ли он. Если мы видим человека, скрестившего руки на груди в 20-градусный мороз, это будет означать попытку как-то согреться, а вовсе не настороженность и враждебность. Кстати, подобный жест типичен для натур творческих в процессе созидания их творений или в состоянии глубокой задумчивости.



Значение жестов

Рукопожатие

Здороваясь с человеком за руку, можно узнать некоторые аспекты его характера. Например, властные мужчины часто протягивают руку ладонью вниз.

Рука ладонью вверх говорит об уступчивости собеседника и готовности отдать первенство партнеру. Уважающие друг друга люди руки друг другу подают ребром вниз. А крепкое рукопожатие полностью выпрямленной рукой говорит об агрессии. Психологически слабые люди с низкой самооценкой обычно и руку пожимают слабо.

Жесты открытые

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими. Это открытие помогло многим людям обрести уверенность в себе с помощью упражнения: попробуйте руки заложить за спину – и вы тут же почувствуете себя легче и увереннее, сразу же уйдет напряжение.

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.



Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок - это обычно люди, чем-либо сильные увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Жесты нетерпения

Мы выдаем свое нетерпение, если потираем руки или постукиваем пальцами, притопываем ногой и т.д.

Жесты защитные

В состоянии растерянности или неуверенности люди склонны охватывать одну руку другой.

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика. Сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Такая возбудимость может достигать маниакальных размеров.

Малоподвижная мимика. Указывает в принципе на постоянство душевных процессов. Она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта.

Монотонность и редкая смена форм. Если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. Причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность).

Сопряженная мимика. Большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. Высказывания вроде “он разинул рот и раскрыл глаза”, ”холодные глаза противоречат смеющемуся рту” и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.

Также мимические движения подразделяются на:

мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

мимику удовольствия-неудовольствия;

маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, - один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лици слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область.

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица. По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество.

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.

Введение

Невербальное общение

Жесты: классификация и значение. Культура жестикуляции

Значение жестов

Жесты и коды, выражающие позицию человека в общении

Возможность подделки языка тела

Собеседование в жестах

Как понять, что думает работодатель?

Заключение

Введение

Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, можно осуществить обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Можно понять, как встречено то, что говорите собеседнику. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Глазами человек воспринимает значительно больше, чем ушами. Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Многие жесты не могут фиксироваться сознанием, но в полной мере передают настроение, характер и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то необходимо разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника. Возможно использование языка жестов для того, чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда именно это необходимо. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с людьми. Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».>

Язык тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но зачастую используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер достает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.) В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция». Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к какому-то лицу, событию, предмету. В психологии невербального общения еще не выработана общепризнанная классификация жестов. Известные классификации построены на различных основаниях, но даже собранные вместе, они не позволяют во всей полноте обозначить связи жестов со структурой личности и ее общением. Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.) По мнению Т.М. Николаевой, при классификации жестов необходимо учитывать тот факт, что у человека отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве и времени. В процессе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, поэтому для описания жеста следует указать либо орган, выполняющий движение; либо его направленность; либо цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Эти принципы описания положены в основу словарей жестов. В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются: жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, - пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки - тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.; жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх - объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах - сокрытие неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак - концентрация, стремление к самоутверждению и др.; «игры рук»: пальцы барабанят по столу - демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу - стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.; жесты пальцев: палец засунут в рот - инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей - опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.; рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др. В классификации австралийского исследователя А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия: жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец - «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.; жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх - оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.; жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза - попытка блокировать ложь; почесывание шеи - сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову - скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка - принятие решения; потирание тыльной стороны шеи - сигнал неоправданных ожиданий и др.; барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; касание предмета, расположенного вблизи другой руки, - стремление к достижению безопасности и др.; барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др. В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной психологом Е.А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют: аффективно-коммуникативная - жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция); регулятивно-коммуникативная - фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта); информативно-коммуникативная - презентация информации об объекте, о себе, о другом. Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации Н.И. Смирновой: коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, дразнящие, жесты утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение и др.); описательно-изобразительные жесты, сопровождающие речь и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.); модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления). Чтобы подчеркнуть разнообразие информации, предоставляемой жестами партнеру, их подразделяют на следующие группы: жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.); жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.); жесты-иллюстраторы - жесты сообщения, образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы», движения руками, соединяющие воображаемые предметы и др.); жесты-адаптеры, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.); жесты-аффекторы, выражающие через движения тела определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость); жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком - критическая оценка; почесывание подбородка - обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа - озабоченность, сомнение). Жестам всегда присуща, во-первых, вариативность (даже в тех случаях, когда они общеупотребительны), обусловленная прежде всего индивидуальными особенностями человека; во-вторых, многофункциональность. Например, взмах руки может употребляться как знак отчаяния, привлечения внимания или отказа от чего-либо. Кивки головой не всегда означают согласие - часто они лишь показывают говорящему, что его слушают и готовы слушать дальше, и как бы дают разрешение собеседнику продолжать речь, поэтому в групповой беседе говорящий обычно обращает свои слова непосредственно к тем, кто постоянно кивает. Вариативность и многофункциональность жестов связаны также с различиями культур, в которых они функционируют: один и тот же жест может быть интерпретирован по-разному. Так, удар по ладони партнера в момент или после произнесения фразы «говорит» египтянину или сирийцу о том, что собеседнику понравилась сказанная шутка, острая фраза, а европеец то же движение рук воспримет как проявление неуважения. Кроме того, жесты, распространенные в одной культуре, могут вовсе отсутствовать в другой. Например, жест «большой палец правой руки опущен вниз», обозначающий у англичан неодобрение, отсутствует у русских, а жест«почесывание затылка», передающий у русских старание припомнить что-то, у англичан встречается довольно редко. Такесика - специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения. Такесика базируется на двух основных элементах - физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Прикосновения формируют у ребенка представления о пространстве своего тела, благодаря им во многом складывается эмоциональный мир ребенка (ласковые прикосновения матери, «формальные» прикосновения врача и т.д.) Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства - любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, удары, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина, принуждение к физическим контактам). Среди различных компонентов такесики чаще всего рассматривается рукопожатие - одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий: ладонь, повернутая вниз, на ладони партнера - стремление к доминированию, властное рукопожатие, попытка взять ситуацию под контроль; ладонь, повернутая вверх, под ладонью партнера - готовность к подчинению, сигнал тому, чье доминирование признается; ладонь ребром вниз (вертикальное положения) - позиция равенства; рукопожатие «перчатка» (две ладони охватывают одну ладонь собеседника) - стремление показать искренность, отзывчивость, глубину чувств инициатора рукопожатия; жест, как правило, сопровождается улыбкой и потряхиванием; рукопожатие «котлеткой», вялое рукопожатие может служить показателем слабости характера; рукопожатие сильное часто является отличительной чертой активных или агрессивных людей; короткое, вялое рукопожатие может свидетельствовать о безразличии; весьма продолжительное рукопожатие и слишком влажные руки говорят о сильном влиянии партнера, выраженном чувстве ответственности. В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских. В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога. Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180 раз. У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство. Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.