Сценарий развлечения «Масленица» в средней группе. Развлечение для детей средней группы "масленица" Самоанализ развлечения в средней группе масленица

Сценарий праздника-развлечения «Масленица» для средней группы.

Цель : Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - масленицы, о русских старинных выражениях.

2. Способствовать развития интереса к народной культуре, народным традициям, народному творчеству.

3. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника-развлечения «Масленица»

Цель : Формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - масленицы, о русских старинных выражениях.
  2. Способствовать развития интереса к народной культуре, народным традициям, народному творчеству.
  3. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, гордость за принадлежность к русскому народу.

Предварительная работа (в рамках проекта):

  1. Беседа о традициях масленичной недели, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
  2. Просмотр видеосюжетов, мультфильмов по теме.
  3. Беседа о старинных русских словах и выражениях (сострячаем, каравайцы, блинцы, заигрыши, пиршество, вечёрки).
  4. Изготовление поделки «Солнышко» - символа Масленицы.
  5. Дидактическая игра «Из чего пекут блины?»

Ход

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал, на заднем плане декорация, изображающая деревенский дом. Дети идут змейкой за ведущей, одетой в русский народный костюм. Останавливаются и встают полукругом.

Ведущая : Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько:

С блинцами, с каравайцами, с вареничками.

С сыром, маслом, калачом и печёным яйцом!

В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.

Дети запевают после ведущей:

Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка, (3 раза)!

Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько (3 раза)!

Ведущая: Какое недавно закончилось время года?

Дети: Зима!

Ведущая: А зимние загадки отгадаете, ребятки?

  1. Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт (снег)

  1. Без рук, без ног,

А рисовать умеет (мороз)

  1. Тётушка крутая, белая да седая,

В мешке стужу трясёт, сугробы наметает,

Ковром землю устилает (зима)

  1. Заря-заряница, Красная девица

Травку выпускает, росу расстилает.

Идёт стороной – с сохой, бороной

С ключевой водой (весна)

Ведущая: Вот и масленица пришла к нам в середине марта, весной. Её празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму и встречает…

Дети : …весну!

Ведущая : Правильно. Присаживайтесь, мы с вами сейчас всю масленичную неделю вспомним!

Под музыку дети проходят и садятся на стульчики.

Ведущая: В народе каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который называется «встреча» (выносят Масленицу )

1 ребёнок : Ой, да Масленица во двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Ведущая : В этот день встречают масленицу. Начинают печь блины.

Следом вторник – «заигрыши».

2 ребёнок : Приходите в гости к нам

Ко горячим, ко блинам.

Масленка, масленка,

Широкая масленка!

Ведущая : С утра начинали кататься с гор, строили снежные крепости, скоморохи пели свои частушки. Далее шла среда – «лакомка». В среду зятья – ваши папы – приходили на блины к тёщам – маминым мамам.

3 Ребёнок : Ой, ты лакомка-среда!

Масляна сковорода!

По законам старины –

Едем к тёще на блины!

Русская народная песня «Ой, блины». Дети свободно располагаются по залу и поют.

Ведущая : Вот четверг уж наступил – «разгул», самый весёлый день масленицы. Народ вовсю веселится и забавляется: люди катаются с ледяных гор, устраивают шуточные кулачные бои, шумные пиршества.

4 ребёнок : Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинками объедаемся!

Ведущая : Скажите, а на что похож блин? (На солнце)

Чем блин похож на солнышко? (круглый, жёлтый, горячий)

Из какой муки пекут блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной)

С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)

Молодцы, много вы знаете про блины!

Ведущая : А у нас уж пятница настала – «тёщины вечёрки», теперь уже зять тёщу к себе приглашал, блинами угощал.

5 ребёнок: Пятый день уж наступает,

А народ не убывает!

Тёщу на блины зовём,

И друзей своих ведём!

Мальчики играют на ложках под фонограмму русской народной песни «Как у наших у ворот».

Ведущая: В субботу окончательно прощаются с зимой. В этот день невестка дарит золовкам подарки. А кто такие золовки, знаете? Это папины сестрёнки. Суббота – «золовкины посиделки».

6 ребёнок: А в субботу не безделки –

Золовкины посиделки!

Красны девицы, вставайте –

Дорогих гостей встречайте!

Ведущая : Вот и наступил последний день масленицы – прощёное воскресенье – или проводы масленицы. Заканчивались гулянья, на горах разводили костры – растапливали лёд, чтобы холод прогнать. Делали добрые дела и обязательно просили друг у друга прощения. Ребята, а как вы думаете, зачем просили прощения? (чтобы не обижаться друг на друга, жить в согласии).

Ведущая : Какие вы народные игры любите, предлагайте, поиграем!

Игра «Сидит Ваня на лугу».

Цель: развитие музыкальных способностей, ритмичности, ловкости, быстроты реакции, крупной моторики.

Ход игры: ведущий ребёнок сидит и играет на дудочке. Дети хлопают в ладоши на первый куплет, на второй куплет идут гулять по залу в разных направлениях. На третий куплет танцуют.

Сидит Ваня на лугу

И играет во дуду.

Хорошо дуда играет, выговаривает.

2. Выходите-ка на луг,

На зелёный луг гулять,

На зелёный луг гулять,

Да под дудочку плясать.

3.Ваня больше не играет

Ваня деток догоняет.

На окончание музыкальной фразы: «Ваня деток догоняет…», все убегают на места, а ведущий ребёнок – ловит.

Игра повторяется.

Ведущая : Как хорошо мы встретили весну, поиграли. Вот и пришла пора с масленицей прощаться.

7 ребёнок : Ты прощай, прощай

Наша масленица!

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, да яйцом!

8 ребёнок : Со блинами, с пирогами,

Да с оладьями!

Масленица, прощай!

На тот год опять приезжай!

Обращаются к гостям: Вы блинов давно не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов, горячих, да румяных!

Масленицу провожаем, весну встречаем и блинами всех угощаем!

Отведайте наших блинов!

Ведущая и 2-3 детей под песню «Пироги» муз. В.Алексеева, сл. И. Лейме выносят на подносе блины и угощают гостей.

Ведущая: Приглашаем всех на улицу – в русские забавы поиграть, да и масленицу всем садом провожать.

Дети за ведущей змейкой уходят под музыку из зала.

«Русские забавы» на улице:

  • Золотые ворота. Ход игры: д вое детей (Солнце и Луна) встают парами, поднимают руки вверх, образуя ворота. Остальные дети проходят по одному в ворота. Все проговаривают такие слова:

Пришла матушка-весна

Отворяй-ка ворота!

Первым март пришёл –

Первый снег сошёл.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

Ну а как пришёл май –

Солнце в терем приглашай!

На последних двух строках ведущая пара ловит того, кто проходит в воротах.

  • Перетягивание каната.
  • Метание снежков в Масленицу.

Список литературы:

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.
  2. http://traditio-ru.org , http://podelki.boxter.org , http://www.gotovim.ru .

Русского народного праздника «Широкая Масленица» в средней группе


Мищенко Нина Михайловна, воспитатель МКДОУ детский сад № 14 «Дюймовочка», п.Михайловка, Иркутская область.
Описание. Русский народный праздник Масленица будет интересен воспитателям детских садов, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре.
Цель. Приобщение к культуре русского народа.
Задачи.
1. Создать настроение всеобщего торжества и веселья. Доставить детям радость от любимых игр и затей.
2. Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их двигательные умения и навыки.
3. Воспитывать интерес к традициям и обрядам русского народа.

Ход праздника

Ведущий.
Ой, вы гости, господа!
Проходите все сюда!
Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадут ни минутки!
Масленицу широкую открываем.
Веселье начинаем!
Пляску объявляем!
Общая пляска под весёлую песню «Русский самовар»
Ведущий.
На Масленице сплошная потеха.
Петухи кричат – дети кукарекают.
Коровы мычат - дети мычат.
Медведи рычат – дети рычат.
Собаки лают – дети гавкают.
Честной народ песни, частушки распевает.
Частушки (поют взрослые в русских платках)
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица
Мы блинов напечём
Нам морозы нипочём.

Масленица, Масленица
Блинами попеканщица
Приходи раненько
Встретим хорошенько

Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий
Это лучшая еда.

То не мышь пищит
Не мороз трещит
В сковородке блин

За блином скворчит.

Широкая Масленица
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся
Блинами объедаемся.

Ведущий. Ребята, не интересно без Масленицы петь да играть. Надо бы её на широкий двор позвать. Внимание! Полная тишина. Я начну, а вы мне поможете. «Мой волшебный сапожок, становись на каблучок, вправо - влево повернись, что скажу-то появись! Масленица Прасковея, приди к нам поскорее!»
Все вместе.
Масленица Прасковея, приходи к нам поскорее!
Масленица. Здравствуйте, люди добрые! Поклон вам частной народ.
Ведущий и дети.
Здравствуй, Масленица – длинношейка!
Встречаем тебя хорошенько!
Сыром, маслом, пирогами,
Калачами и блинами!
Ведущий.
Крепче за руки беритесь
В круг скорее становитесь
Будем хоровод водить
Масленицу величать и хвалить.
Все вместе (идут вокруг масленицы и говорят).
Дорогая наша Масленица!
Масленица – красная девица.
У тебя коса длинная
Коса длинная, трехаршинная,
Шаль нарядная разноузорчатая,
Брови черные наведённые.
Душа ль ты, наша Масленица,
Сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Забегает Баба Яга, закрывает Масленицу покрывалом, накидывает на себя нарядную шаль) .
Баба Яга. Ах, как вы меня величаете! Любо – дорого послушать! Пора пришла мне обязанности свои справлять, зиму провожать да весну встречать. У меня есть гусли, дудки, загадки, прибаутки, песни и пляски, разные игры и сказки: про Бабу Ягу – костяную ногу, про Кикимору болотную да Шишигу перелётную.
Ведущий. Постой Баба Яга, мы Масленицей тебя не можем принимать. А вот русскую зиму проводить нужно задорно и дружно. Оставайся, ведь на Руси ни один праздник без нечистой силы не обходился.
Баба Яга. Вот спасибо, тогда для вас я устрою высший класс.
Игра «Я - Яга, Яга, Яга»


Я - Яга, Яга, Яга
Я лечу, лечу, лечу
Хочешь быть моим хвостом
Да, конечно же хочу!
Баба Яга напевает эту песню несколько раз, дети небольшими группами цепляются паровозиком к Яге и двигаются за ней. Игра повторяется несколько раз.


Баба Яга. Вот молодцы, вот храбрецы. Нечистую силу не испугались. На моей ступе с ветерком покатались.
Объявляю первое развлечение всем на удивление.
Как на масленой неделе пироги на стол летели.
А из печки - блины, люди ждут приход весны.
Эстафета «Перенеси блин на сковородке»
Ведущий. А ещё на Масленицу, принято вокруг села на санях три раза объезжать круг рисовать, солнышку помогать землю согревать. Вот и мы сейчас устроим соревнования по конному состязанию.
Эстафета «Ловкие наездники»


Баба Яга. Объявляю другую забаву - всем на веселье и на славу. Будем костёр разжигать, через костёр прыгать, Зимушку провожать, да весну встречать.
Баба яга выкладывает из брусков костёр в виде колодца. В середину костра кладёт красный лоскут ткани и приговаривает.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Чтобы все метели
Разом улетели,
Чтобы птицы пели,
Небеса сияли,
Чтобы все морозы,
Неудачи, слёзы,
Пусть они сгорают,
К солнцу улетают.
Прыжки через костёр
Баба Яга. Как жарко здесь стало. Ох, устала, я устала. Что ж немного отдохнем да веснянку запоем.
Хоровод «Веснянка»


Ведущий.
Масленица к нам пришла,
А мы зиму провожаем,
Весну встречаем!
Долго ли ещё зима будет злиться?
Сколько ей еще длиться?
Баба Яга. А сейчас узнаем. Устроим перетягивание каната русскую потеху с силой, со смыслом и со смехом. Перетянет команда «Весна» - значит, скоро весеннее тепло наступит, а если «Зима» - быть ещё вьюгам да метелям.
Игра «Перетягивание каната»
Ведущий. Вот вам ещё игра - вспомним ваши имена! Тому чьё имя назовётся, вокруг Масленицы пробежать придётся.
Игра «Имена»
Баба Яга. Что ж пора нам прощаться, да блинами угощаться.
Блинную запевай!
Песня «Блины»
Ведущий.
Кончилось весельце –
беритесь за дельце.
С Масленицей проститесь,
блинами угоститесь.
Баба Яга.
Приглашаю всех к самовару,
Отведать блинов, пирогов,баранок,
да душистого чаю.

Место работы: ГБОУ «Лицей1561,к №5» г. Москвы

Образовательная область «Познание»

Интеграция с другими областями: «Развитие речи»,
«Художественно- эстетическое», «Музыкальное», «Коммуникация»

Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы

Образовательная задача : Познакомиться с традициями праздника широкой Масленицы, дать представление о значении каждого дня Масленицы, развивать умение договариваться и сотрудничать в ходе совместной деятельности

Развивающая задача : Развивать речь (упражнять в словообразовании с помощью суффиксов, заучивать заклички. Активизировать словарь словами: чучело, артисты, зрители, бубен, балалайка, Кострома, зять,тёща, развивать координацию речи с движениями.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа

Предварительная работа: разучивание песни «Мы давно блинов не ели»

И игры «Гори, гори ясно», рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний

Материал: аудиозаписи русских народных мелодий, фонограмма песни «Мы давно блинов не ели», колокольчик, платок для завязывания глаз

Ход занятия:

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу

Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал? А я думаю не рано. Зима-царица ещё правит в наших краях, уступит ли она место весне -красне. Как вы думаете? (Ответы детей) Конечно, ребята, ступит. Всему приходит своё время, сколько зиме не лютовать, всё равно придет весенняя пора. Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как. (Дети хором повторяют за воспитателем)

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: чтобы не гневалась зима, по-хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это праздник встречи весны и солнца.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту,тому времени, когда не едят мясной и молочной пищи), а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекут блины. Они напоминают солнышки: такие же горячие, румяные и круглые. На улице устраивают гулянья.

Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день -особенный. А какой вы сейчас сами мне отгадаете.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

В этот день делают куклу-чучело Кострому (показ иллюстрации) и строят снежные горки. И, конечно же, начинают печь блины.

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон» В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все в круге поют:

Дили-динь,дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем.

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как

участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником игры.

2.У меня ещё вопрос…..

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Начинаются веселые игры.

Давайте и мы с вами сейчас поиграем

Подвижная ига «Гори, гори ясно»

Играющие выстраиваются парами друг за другом- в колонку.Игроки берутся за руки поднимают их вверх, образуя «ворота».Последняя пара проходит»Под воротами» и становится впереди. За ней идет следующая пара.»Горящий встает впереди шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Дин -дон, дин -дон.

Выбегай скорее вон.

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

«Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь»

«Горящий старается догнать бегущих. Если игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е «горит». Если «горящий» поймает одного из бегающи, то он встанет с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

3.Разгулялись,господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день приходят гости на блины

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печёт блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной ладони)

Стала маша гостей собирать(хлопать в ладоши)

И Иван приди(загибать поочередно пальчики левой и правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей при,

Да и Матвей приди.

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки

Стала Маша гостей угощать(хлопать в ладоши)

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого)

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке -мятный пряничек (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки)

Стала маша гостей провожать(хлопать в ладоши)

Прощай, Иван (поочереди машемпальчикаи обеих рук, начиная с больших)

Прощай Степан,

Прощай Андрей,

Прощай, Матвей,

Прощай, Митрошечка!

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. Возят чучело на колесе, катаются, поют песни

Рассматривание картины «Масленица- проводы зимы»

Посмотрите на картину. Это артисты. Они выступают перед зрителями (покажите зрителей). Артисты одеты в красивые костюмы. Посмотрите, какие музыкальные инструменты изображены на картинке. У молодого парня в руках гармошка (покажите гармошку). Эта девушка играет на балалайке. А другая бьет в бубен. Найдите бубен и балалайку (показывают). Кто на картинке танцует? (Дети-маленькие артисты) посмотрите, какие у них красивые костюмы.(описывают костюмы)Чей костюм вам больше понравился?(дети отвечают). Девочки машут платочками и кружатся в танце. Посмотрите, как мальчик топает ножкой. Как вы думаете,зрителям на этом празднике весело. А как вы догадались(зрители улыбаются)

Давайте с вами тоже поиграем и потанцуем как артисты на картинке.

Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Д ети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Давайте ещё посмотрим на картинку.

Вот соломенное чучело зимы. Это чучело называется «кострома».На него надели сарафан и украсили лентами. Покажите чучело, сарафан, ленты. Какого цвета ленты у чучела? (розовые, голубые, оранжевые, зеленые).

Дети выходят по одному и составляют рассказ по картине.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы

Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

На тарелке он один- называем просто….(блин)

Много испекли их мы-тогда назовём…..(блины)

Испекли для дочек-назовём……(блиночек)

Будет кушать их сынок-назовём тогда…..(блинок)

Огромный, как домище-назовём…..(блинище)

Дети поют песню «Мы давно блинов не ели»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины. Блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой,блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины.

Вы блиночки мои!

Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои

6.А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это -золовкины (посиделки) Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы

В этот день ходят друг к другу в гости. Дарят подарки, сжигают чучело масленицы и окончательно прощаются с зимой.

7.День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Прощенным называют потому, что в этот день все друг и друга прощения просят за то, что совершили ошибки, за всё то, что могло обидеть человека

Аппликация «Солнышко»

Блин похож по своей форме на солнышко. А если приделать к нему лучи, то будет походить ещё больше. Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга-«Солнце»

Рефлексия

Воспитатель:

Вам понравился мой рассказ про Масленицу. С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица началась. А теперь будем пить чай и лакомиться вкусными блинами

Яна Студеникина

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица » . Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Цель : Приобщение детей к народным традициям посредством , народного творчества, народных игр и праздников.

Задачи проекта :

Образовательные задачи :

Возрождать интерес к обрядовым русским народным праздникам.

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Обобщать и закреплять знания детей о празднике «Масленица » .

Воспитательные задачи :

Прививать любовь к русской народной музыке;

Воспитывать эстетические чувства, интерес к русской народной музыке, желание познавать и развиваться ;

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Обогащать духовный мир детей.

Развивающие задачи :

Обогащать словарный запас, навыки выразительного чтения;

развивать внимание ;

развивать музыкальный вкус и творческие способности.

Оборудование : Чучело Масленицы , кукольный театр, канат, зонтик, кегли, метла, ткань, бечевка, блины.

Предварительная работа : Беседа на тему «Масленица » , разучивание подвижных игр, песен, изготовление Масленичной куклы (для каждого ребенка, оформление уголка с работами детей в приемной.

Ход деятельности:

Ведущий (обращаясь к детям) :

Какой народный праздник мы отмечаем целую неделю? Когда пекут блины?

Правильно- это Масленица , проводы зимы.

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Давайте вместе весело встретим весну и проводим зиму!

Ведущий предлагает поиграть в подвижную игру : «Перетягивание каната» . Все знают это традиционную русскую забаву. Дети делятся на две команды, берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Праздник Масленица .

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст :

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.

Ведущий : Молодцы, детки! Все успели спрятаться от весеннего дождика! А теперь поиграем в другую игру.

Праздник Масленица для детей продолжается игрой «Кто быстрее на метле» . На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Праздник Масленица для детей продолжается игрой «У Маланьи» . Водящий стоит в центре. Все поют песенку :

«У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей, семь сыновей,

Все без бровей (закрываем брови ладошками) .

С такими ушами, с такими носами,

С такими усами, с такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют) »

Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.

Ведущий : Что-то Зима не торопится уходить, вот она приготовила для вас сложные загадки. Давайте их отгадаем?

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице …

(мороз)

Человечек непростой :

Появляется зимой,

А весною исчезает,

Потому что быстро тает.

(снеговик)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный …

(снег)

Ведущий : А вот загадки, которые Весна нам принесла!

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла …

(весна)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках …

(мимоза)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький …

(подснежник)

Ведущий. А, сейчас дорогие наши ребятишки я приглашаю вас в театр на спектакль «Соломенная масленица » (роли озвучивают воспитатели средней группы ) .

Детей угощаем блинами, дети едят, запевают чаем, вытирают руки влажными салфетками.

Ведущий :

А теперь, мои друзья,

Вы послушайте меня.

В хоровод мы пойдём, дружно спляшем и споём.

(Хоровод вокруг Масленицы , «Ой, блины, блины…» )

В конце праздника детям раздаются памятные медали в виде солнышка.




Публикации по теме:

«Весёлая Масленица». Сценарий развлечения для старших дошкольников Цель: Приобщение детей к русским традициям через знакомство с праздником «Масленица». Задачи: 1. Познакомить с русским народным праздником.

Сценарий развлечения ко Дню матери в старшей группе детского сада Видео . Составитель: Кофанова З. П. Всех мам торжественно мы поздравляем, И в вашу честь мы праздник начинаем! Для вас сегодня песни и стихи! А.

Масленица. Сценарий развлечения для детей старших и подготовительных групп детского сада Дети выходят на улицу, их встречают скоморохи. 1-ый Скоморох: Все! Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречам, зиму провожаем, весну.

Сценарий праздника Масленица для всех групп детского сада Марья: Ой, вы, красны девицы и добры молодцы! Приглашаем всех на масленицу веселую! Скоморох: И тихони, и проказники будут все у нас на.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тематическое развлечение в средней группе.

Подготовили воспитатели I квалификационной категории Бычкова А.С., Максимова В.В. МБДОУ «Детский сад №7» города Рязани.

Цель : формирование у детей среднего дошкольного возраста духовно-нравственных чувств посредством знакомства с русской народной культурой.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы - Масленицы, использовать в речи русские старинные выражения.
  • Способствовать развития интереса к народному творчеству.
  • Воспитывать любовь и уважение, гордость за принадлежность к русскому народу

Предварительная работа : Беседа о русском народном празднике Масленица, отгадывание загадок, заучивание поговорок, закличек про Масленицу, просмотр презентации «Здравствуй Масленица», проигрывание народных игр «Ручеёк», «Барыня», «Ходит Ваня» и др.

Оборудование: Мольберт, ватман, маркеры, макет карусели (обруч с лентами), картинки с изображением зимы, весны, снега, масленицы

Форма проведения : тематическое развлечение

Ход развлечения

Под русскую народную песню дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

Ведущая: Собирайся народ в гости праздник к нам идет!

В зал пританцовывая, входят Петрушка и Матрешка.

Ведущая: Здравствуйте гости дорогие, мы вам очень рады!

Петрушка: Здравствуйте уважаемые взрослые, здравствуйте ребятки!

Матрешка:

Народ собирается,
Праздник начинается!
А какой сегодня праздник? Подскажите!

Дети отвечают:

Здравствуйте гости дорогие. Мы очень рады вам!

Ребята, а какой сегодня праздник, подскажите

Дети: Масленица

Ведущая: Масленица – это прощание с зимой и встреча весны. Ее всегда встречают с песнями, плясками, шутками, прибаутками, озорными играми

Матрешка:

Будем петь и плясать
В игры разные играть
Вместе будем гулять
Масленицу провожать

Петрушка:

Люблю шутки, люблю смех
И развлечь могу я всех
Вы загадки отгадайте
Только дружно отвечайте

Петрушка загадывает загадки, а на правильный ответ показывает картинку с данной отгадкой (дети выбирают картинку с отгадкой).

Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети,
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий.
(Блин)

Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.
(Масленица)

Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи,
В дом свой - улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(весной)

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)

Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает?
(зимой)

Петрушка: Молодцы ребятки отгадали все загадки!

Матрешка: На Масленицу не только поют и танцуют, рассказывают шутки прибаутки, но и зазывают весну закличками. Давайте с вами позовем Весну да Масленицу

Дети выходят и рассказывают заклички

1 ребенок

Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

2 ребенок

Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечерки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!

3 ребенок

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

Ведущая: Собирайся народ в гости масленица идет!

В зал под музыку входит Масленица.

Масленица: Здравствуйте люди добрые! Я прихожу в гости к тем, кто любит веселье и смех. Ждут вас игры и шутки, скучать вам не дам ни минутки. В хоровод всех приглашаю, дружно песню запоем. Крепче за руки беритесь и в кружочек становитесь

Песня «Ой, бежит ручьем вода» (после песни дети остаются стоять в кругу).

Масленица: А сейчас предлагаю поиграть!

Игра-хоровод «Ходит Ваня»

(Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова : Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается )

Ходит Ваня, ходит Ваня
Ищет Ваня, Ищет Ваня, для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня для себя дружочка

Матрешка: Как же мы рады тебе Масленица! И ребятки, и мы с Петрушей соскучились по твоим блинам!

Масленица: Да знатные у меня блины.

Словесная игра с мамами (взрослыми):

Матрешка: А давай мы с тобой узнаем, умеют ли наши хозяйки печь блины

Масленица: Тот кто знает, тот быстро мне Да – Нет отвечает

  1. Парное молоко – да
  2. Капуста кочанная – нет
  3. Куриное яйцо – да
  4. Соленый огурец – нет
  5. Мясной холодец – нет
  6. Сахар да соль – да
  7. Белая фасоль – нет
  8. Мука да сода – да
  9. Рыба соленая – нет
  10. Лист лавровый – нет
  11. Масло топленое – да

Матрешка: Славные у нас хозяюшки!

Масленица: А сейчас маленькие мои друзья мы будем играть, блины выпекать

Игра «Блины»

(Две команды по 3-5 человек по сигналу бегут к мольберту и рисуют маркером блины).

Петрушка и Матрешка и мы хотим играть, блины выпекать.

Масленица: Вставайте ребятам помогайте!

Ведущая: Раз, два, три – начни!

Петрушка : Как же хочется блинов….Ребятки, давайте с вами попросим Масленицу испечь нам блинов.

Дети встают около стульчиков. Песня «Мы давно блинов не ели».

Масленица: Ох, и славно вы поете, так и быть испеку я вам блинов!

Уходит в дом.

Матрешка : На Масленицу не только поют и танцуют, но и устраивают соревнования, катаются на каруселях и санях.

Петрушка: Для поддержания веселья приглашаю вас покататься на карусели.

Под русскую народную песню встаем в круг беремся за ленты.

Ведущая:

За ленточки беритесь
Покатались (Музыка играет)
Остановка (Музыка закончилась)
Отдохнуть уже пора вот, и кончилась игра

Дети садятся на стульчики. Выходит Масленица с блинами.

Масленица: Вот блины мои готовы, гости будьте же здоровы.

Ведущая: Вот пришла пора прощаться, да блинами угощаться.

Угощаем всех блинами.