Определение уверенного поведения. Неуверенное поведение Признаки неуверенного поведения

Развитие навыков коммуникативности. Тренинг уверенного поведения в форме игры.

Цель занятия:

приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Задачи:

последующий анализ сильных и слабых сторон личности каждого участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе через развитие социальной активности, преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Аудитория: 8 человек (малая группа).

Продолжительность занятия: 50-60 минут.

Ход занятия:

1. Приветствие участников, гостей и обозначение темы занятия.
2. Упражнение «На что похоже настроение».
Участники по очереди говорят на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше психологу: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Затем психолог обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д.
Цель упражнения: выявить психоэмоциональное состояние участников тренинга, настроить на рабочий лад.
3. Упражнение «Ассоциации».
Психолог предлагает участникам группы охарактеризовать понятие «общение», это может быть образ, личностные качества или что-то другое (все высказывания фиксируются на листе бумаги самим психологом). Затем подводится итог и дается общее определение этому понятию. Это определение может выглядеть следующим образом:
Общение – многоплановый сложный процесс установления и развития контактов между людьми, содержащий различную информацию, который порождается потребностями в совместной деятельности.
Цель упражнения: теоретическое обоснование темы занятия, проявлять умение участников выражать свои мысли и доводы в попытке избавиться от социальных страхов, в первую очередь стеснения и неуверенности.
Затем психолог вместе с группой в процессе разговора выясняют, какие виды общения существуют:
Вербальное общение – общение с помощью речи.
Невербальное общение – общение с помощью мимики, жестов, поз и телодвижений. Невербальное общение помогает нам эмоционально окрашивать речь, а глухонемым людям общаться друг с другом.

4. Упражнение «Всё скажу без слов».

Материалы: карточки с выражениями:

Учитель у доски рассказывает ученику новую тему.

Ученик списывает контрольную на глазах у учителя.

Врач принимает пациента.

Друзья отдыхают на море.

Участники делятся на пары, психолог раздает каждой паре карточки с выражениями. Участники не прибегая к речи, а с помощью мимики, жестов и телодвижений должны будут объяснить присутствующим ту ситуацию, которая написана в карточке.

Цель: демонстрация навыков невербального общения, умение самовыражаться, преодоление социальных страхов, в первую очередь застенчивости и неуверенности.

Время подготовки: 3-5 мин.

Также участники в процессе дискуссионного обсуждения пытаются дать определение термину «уверенное поведение», а также выявить, какого человека можно назвать уверенным в себе. Затем подводятся итоги этого обсуждения и психолог приводит пример одного из обобщенных определений уверенности в себе:

Под уверенностью в себе понимают способность человека предъявлять свои требования и запросы в процессе общения с окружающими и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования, осмеливаться их проявлять и обладание навыками их осуществления.

Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не «сверлят собеседника глазами», всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Например, когда ученик вступает в дискуссию с учителем, сначала внимательно его слушает, а затем уже дает свое объяснение тому или иному проблемному вопросу. Или когда на собрании человек может четко высказать свое личное мнение по тому или иному вопросу.

На словах уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

5. Упражнение «Комплименты».

Все участники сидят в кругу, первый участник говорит комплимент сидящему рядом с собой и берет его за руку. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу и берет его за руку. Так продолжается до тех пор, пока круг не замкнется.

Цель упражнения: установление контакта участника тренинга с группой, умение самовыражения и преодоление социальных страхов.

6. Упражнение «Клубочек».

Материалы: клубок ниток.

Участники сидят в кругу, психолог, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: « Что ты любишь? Чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа образовавшаяся фигура. Участники могут узнать много нового друг о друге.

Если психолог вынужден помогать затрудняющемуся человеку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает участнику. В результате можно увидеть людей, испытывающих затруднения в общении, у психолога с ними будут двойные, тройные связи.

Цель упражнения: выявление лиц, имеющих проблемы в общении, высказывании своих мыслей, формирование навыков уверенного поведения.

7. Упражнение «Конфликтная ситуация».

Материал: текст со словами притчи «Виноград».

В обсуждении упражнения могут участвовать не только группа, но и гости.

Как-то шли по дороге четыре человека: турок, перс, араб и грек, их свела вместе сама судьба на неопределенный промежуток времени. Где-то на середине пути они нашли динар. Этот динар и стал причиной их ссоры. Один из них захотел купить на динар ангур, но другой сказал, что динар они нашли вместе и он имеет право купить на него эйнаб. Тут в спор включился третий из странников: «Мы могли бы купить узум». Однако и у четвертого спутника были планы на этот динар: «Мы приобретем стафил». Так спор перерос в драку, каждый считал, что он знает лучше, на что потратить динар, однако доводы были неубедительны. Каждый старался настоять на своем, и в ход пошли кулаки.

Возможно, все так и продолжалось бы, если б на их пути не появился старец. Он выслушал каждого из них и стал объяснять, что все говорят об одном и том же, но на своем языке.

А как вы считаете, каким образом можно было бы разрешить их спор?

После того, как будут выслушаны предложенные варианты, психолог рассказывает окончание притчи: «Старец сказал, что проще всего было бы пойти на рынок и показать то, что хотел купить каждый из странников. Однако путники все еще продолжали выражать недовольство в адрес друг друга. Тогда старец дал каждому по веточке и попросил их нарисовать то, что они хотели бы приобрести на рынке на найденный динар. Каково же было их изумление, когда они увидели на пыльной дороге изображение четырех гроздей винограда. Странники хотели поблагодарить старца, но он уже исчез».

Цель упражнения: выяснение стратегий поведения участников в конфликтной ситуации, самовыражение и борьба с социальными страхами, умение анализировать материал, обобщать и выделять конкретное.

Вопрос для обсуждения:

Какой же вывод можно сделать по всей притче?

8. Упражнение «Веселое интервью».

Материалы: карточки с вопросами и ответами:

Вопросы:

  1. ЧАСТО ЛИ ВЫ РИСКУЕТЕ СВОЕЙ РЕПУТАЦИЕЙ?
  2. СТРАШНЫ ЛИ ВЫ В ГНЕВЕ?
  3. ВЫ ХОТЕЛИ БЫ УЛЕТЕТЬ НА ДРУГУЮ ПЛАНЕТУ?
  4. ВЫ ПРИНОСИТЕ ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВУ?
  5. ВЫ МОЖЕТЕ ВЫПРЫГНУТЬ ИЗ САМОЛЕТА БЕЗ ПАРАШЮТА?
  6. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ БЫТЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ?
  7. КОГДА ВЫ РАЗДРАЖЕНЫ, ВЕДЁТЕ СЕБЯ ПРИЛИЧНО?
  8. С РАДОСТЬЮ ЛИ ВЫ ИДЁТЕ НА УЧЕБУ?
  9. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ КОКЕТНИЧАТЬ?
  10. ВЫ ХОТИТЕ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ШВАРЦЕНЕГГЕРА?
  11. ОТКРОВЕННЫ ЛИ ВЫ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ?
  12. НРАВИТЬСЯ ЛИ ВАМ НОСИТЬ ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ?
  13. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ СТЕНУ, ЧИТАТЬ МЫСЛИ НА РАССТОЯНИИ?
  14. ВЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ НА ГРАНИ БЕЗУМИЯ?
  15. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?
  16. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЕТАТЬ ВО СНЕ?

Ответы:

  1. НУ, КОНЕЧНО, ХОТЯ ЭТО НЕ ТАК-ТО И ПРОСТО.
  2. ОБ ЭТОМ ВСЛУХ НЕ ГОВОРЯТ.
  3. ДЛЯ МЕНЯ ЭТО МЕЛКИЕ МАСШТАБЫ.
  4. ПРИДЁТ ВРЕМЯ, И Я ЧЕСТНО В ЭТОМ ПРИЗНАЮСЬ, А ПОКА – НИКОМУ.
  5. ТОЛЬКО ЕСЛИ НИКТО НЕ ВИДИТ.
  6. НЕТ, Я СЛИШКОМ ХОРОШО ВОСПИТАН.
  7. Я СВОЮ ЖИЗНЬ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮ БЕЗ ЭТОГО.
  8. МЫ ВЕДЬ НЕ АНГЕЛЫ, ВСЯКОЕ БЫВАЕТ.
  9. КОГДА ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ.
  10. ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ ВНИМАТЕЛЬНО И САМИ ВСЁ ПОЙМЁТЕ.
  11. ДА, ЭТО МНЕ ДОКТОР ПРОПИСАЛ.
  12. Я НЕ СПОСОБЕН НА ТАКУЮ ГЛУПОСТЬ.
  13. НЕТ, ОДНАЖДЫ Я ПРОБОВАЛ, НО НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.
  14. ДА, И В ДОКАЗАТЕЛЬСТВО МОГУ ПРЕДОСТАВИТЬ СПРАВКУ.
  15. КАК-ТО НЕ ПРЕДСТАВИЛОСЬ СЛУЧАЯ. А ТО БЫ Я…
  16. ДА, НО ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ МОЙ НЕДОСТАТОК.
  17. ДА, ЭТО МОЁ НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.
  18. ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ, ТАК КАК НЕ ХОЧУ ПОРТИТЬ РЕПУТАЦИЮ

Каждый участник вытягивает карточку с шуточным вопросом и задает его соседу, а он в свою очередь тянет карточку с ответом, отвечает на него. Далее вытягивает новую карточку с вопросом и задает его своему соседу. Так продолжается по кругу.

Цель упражнения: взаимодействие, положительный эмоциональный настрой через юмористическую игру.

9. Подведение итогов занятия.

Психолог с группой делают выводы по занятию, отвечают на следующие вопросы:

Для чего же нам нужно общение?

Затруднялись ли Вы выражать свое мнение? Чем это было вызвано?

Как Вы сейчас себя чувствуете, есть ли усталость?


Уверенное поведение — поведение, выражающее внутреннюю силу и спокойствие. Это расслабленное тело без зажимов, отсутствие суеты в движениях, спокойное выражение лица, спокойный, прямой, не «бегающий» взгляд, четкая, не сбивчивая речь. Корсет уверенности: не сутулится, привычка держать прямой спину (королевская осанка), расправленные плечи, высокая шея, уверенная походка, четкие жесты. Уверенный человек — смотрит прямо, шагает спокойно, руками жестикулирует смело. У уверенного человека свой стиль общения и характерные обороты, демонстрирующего его статус и уверенность. Уверенность — это смелость заявить о себе: не "писклявый", не скованный зажимами голосовых связок звучный голос, громкая уверенная речь, определенность в формулировках, решительность в выводах, способность заявить о своих желаниях и настоять на своих законных правах, готовность отдавать распоряжения и требовать их выполнения.

Заметим: прямое (смелое) выражение своих желаний у уверенного человека не сопровождается агрессией в сторону собеседника. Агрессивное поведение, когда нарушаются права другого — уже не уверенное поведение.

Уверенное поведение помогает душевному здоровью, а неуверенное — источник внутренних проблем. Опущенные плечи, тоскливый взгляд и брови домиком обеспечат вам неотъемлемое от жизни огромное количество проблем, трудностей, страхов, ужасов, неприятностей и прочих развлечений. Те, кто привыкли держать осанку – у тех обычно вопросов меньше, а сил и позитива больше. Добавьте к этому внимательный собранный взгляд, уверенные жесты, и вы готовы к встрече с трудностями. Приучите себя к уверенной походке и осанке!

Всякий раз, когда будет происходит что-то для вас неприятное (пусть даже мелкое – кто-то раскритиковал, случилась мелкая неприятность), встречайте это расправляя плечи и создавая себе красивую осанку. Отследите, как изменится ваше мировосприятие…

Ощущение уверенности и уверенное поведение — взаимосвязаны. Уверенному поведению помогает правильное внутреннее состояние, а состояние уверенности укрепляется при уверенном поведении. Попробуйте! Чтобы ощущать себя уверенно, начинайте вести себя уверенно. Тот, кто ведет себя уверенно, кто держит себя уверенно — начинает ощущать себя увереннее. Ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете сами себя. Ничто так не убеждает человека, как его собственное поведение. Из всех видов самогипноза гипноз собственным телом - один из самых действенных . Кроме того, ведя себя уверенно, вы своей уверенностью убеждаете окружающих, и они начинают соответственно относиться к вам. Что для вас уже максимально убедительно.

Откуда люди знают, кто в данной ситуации Хозяин и как им нужно относиться именно к вам? Они не знают, а вы им — сообщите. Сообщите своим поведением. Большинство людей живет по шаблонам, и их обычно устраивает шаблон любой - лишь бы он был им уверенно предложен. Вот и подскажите им, что к вам нужно относиться с уважением, как к одному из Хозяев Жизни, а чтобы они не мучились сомнениями, сделайте это максимально уверенно.

А основа уверенного поведения — тренировка. Чтобы ваше поведение стало уверенным — тренируйтесь. В любой, самой тревожной ситуации, за обедом ложкой вы себе в рот попадете. Почему? Потому что вы так едите уже несколько десятилетий, потому что этот навык — отработан. Когда вы таким образом, тренировкой, приучите себя к естественно уверенному для вас поведению, то тогда даже в тревожной ситуации вы будете вести себя уверенно — просто потому, что вы ведете себя так всегда. Начните с того, что распрямите спину и начните говорить громко. Громче, чем раньше. А почему бы и да? Другие говорят громко, им можно. Попробуйте и вы, и посмотрите что получится. Скорее всего, страшного ничего не произойдет, а уверенность у вас начнет прибавляться.

Пометьте себе: новое поведение вам будет легче выработать в новой компании (новом окружении). Подумайте, может быть, записаться на какие-то курсы, или в секцию? Удобно отрабатывать новое, уверенное для вас уверенное поведение в магазинах или на рынке — там, где люди вас не знают. Там вашему громкому голосу и уверенным высказываниям никто не удивится, а постепенно свой новый навык вы перенесете и в свое привычное окружение.

Уверенное поведение надо просто осваивать, себя к нему приучать.

Каждый человек является тем, кем он себя мысленно представляет. Неуверенному в себе человеку сложно принять ту трудную жизненную ситуацию, в которой он оказался, или поведение людей, с которыми у него сложились напряженные отношения. Ему не понятны собственные чувства и цели, порой он не умеет любить ни себя, ни другого человека.
И наоборот, если Вы оцениваете себя положительно, то и будете чувствовать себя хорошо.
Более того, если Вы думаете, что обладаете определенными качествами и талантами, то Вы будете их развивать.
Научиться распознавать свои чувства, исследовать и проработать собственные страхи и сопротивления, которые тормозят личностное развитие и мешают достичь желаемых целей.
Уверенность в себе означает веру в то, что твоих сил и способностей достаточно для того, чтобы справиться с любой задачей и любыми проблемами, которые перед Вами возникают. Это понимание того, что Вы достойно выглядите в глазах окружающих тебя людей.
Уверенный в себе человек знает, что его желания стоят того, чтобы их реализовывать, знает, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет.
Без уверенности в себе трудно достичь желаемых целей. Трудно решиться на поступок, если в голове возникают мысли: «А смогу ли я сделать это? Достоин ли я этого? Не является ли поставленная задача больше, чем я сам?»
Как показывает практика то, чего человек добивается, чаще зависит не от его способностей и таланта, но от силы его уверенности в себе.
Поэтому стоит потратить время на то, чтобы обрести уверенность в себе или усилить это качество.
7 советов как обрести уверенность в себе
1. Компетентность. Старайтесь хорошо разбираться в вопросах, которыми занимаетесь. Чем глубже вы знаете предмет, тем большую уверенность в себе вы будете чувствовать. По крайней мере, это будет уверенность в отдельно взятых вопросах.
2. Манера держаться. При контактах с людьми вы, скорее всего, легко можете определить, уверенно держит себя тот или иной человек или он не уверен в себе. Основными сигналами для вас будут его жесты, взгляды, осанка, речь. Как верно то, что внутренняя уверенность человека отражается на его поведении, так же верно и обратное: определенное поведение формирует внутренние ощущения, соответствующие этому поведению.
Определите, какое поведение для вас является отражением уверенности человека. Вы можете развить уверенность в себе, придерживаясь этих качеств в своем поведении.
Можно обозначить несколько универсальных свойств уверенного поведения. Жесты: положение тела открытое, жесты соответствуют речи по темпу и характеру. Речь: ровная, без спешки, без заминок, обращенная к собеседнику, достаточной громкости. Взгляд: открытый, направленный к собеседнику. Кроме того важны прямая осанка и твердая походка.
3. Внешний вид. Ваш внешний вид не должен вызывать у вас мыслей о том, что в вас что-то не так. Ваши мысли отражаются на вашем поведении и ваша неуверенность в своем внешнем виде наверняка скажется на вашем общем уровне уверенности в себе. Это совершенно субъективный вопрос. Если вас не устраивает ваша физическая форма, занимайтесь тем, чтобы привести ее в порядок. Если вы считаете, что ваша одежда не подходит вам, займитесь своим гардеробом с тем, чтобы взгляд в зеркало на свое отражение мог положительно отразиться на вашей уверенности в себе.
4. Образец для подражания. Лучше всего человек учится на живых примерах. Найдите себе образец для подражания – человека, который, по вашему мнению, безусловно обладает высоким уровнем уверенности в себе. Это может быть человек из вашего окружения или человек, не знакомый с вами лично, но так, чтобы у вас было достаточно материала для изучения, в том числе видеоматериала.
Посмотрите, что вы можете перенять для себя. Особенности речи, жестов, взглядов, подходов к одежде.
5. Активность. Мало что сравниться в подкреплении уверенности в себе с положительным результатом своих поступков. Когда вы захотели чего-то, проявили активность в этом направлении и добились результата, который вас устраивает.
Это большая тема и я не буду здесь ее развивать. Скажу только что важно понимать свои желания и предпринимать действия для их достижения. Важно правильно оценивать риски и свои возможности. Отрицательных результатов всегда будет больше, чем положительных, но это не должно останавливать. Отрицательный результат должен быть уроком. Важно анализировать свои неудачи, делать выводы, меняться самому и предпринимать новые попытки.
6. Найдите причину. Определите причины, по которым вам необходима уверенность в себе. Что изменится, если ваша уверенность возрастет. Изменится ваше положение на работе или ваши взаимоотношения с окружающими? Причины должны являться достаточными стимулами для того, чтобы поддерживать в вас желание к изменениям.
7. Отношение к другим. Будьте внимательны к другим. Если вы видите, что ваш собеседник держится неуверенно, постарайтесь его подбодрить. Такое отношение позволит и вам, в свою очередь, выработать больше уверенности в себе [ Андрей Ложников
Уверенность в себе путают с самоуважением. Уверенность в себе относится к определенной ситуации или сфере деятельности. Самоуважение - это способность человека нравиться самому себе и чувствовать себя достойным получать от жизни хорошее. Вполне может быть так, что человек себя уважает и хорошо к себе относится, но неуверенно себя чувствует в конкретной ситуации или при определенных обстоятельствах. Может быть и наоборот .

Каждый человек имеет право на уверенность в себе.

Права на уверенность в себе по Manuel J. Smith
Право на уверенность в себе № 1: Каждый человек имеет право быть собственным высшим судьей. Каждый имеет право быть оценивать собственное поведение, мысли, чувства и отвечать за их возникновение и следствия.
Право на уверенность в себе № 2: Каждый человек имеет право не оправдываться или извиняться за свое поведение.
Право на уверенность в себе № 3: Каждый человек имеет право самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение проблем других людей.
Право на уверенность в себе № 4: Каждый человек имеет право, менять своё мнение.
Право на уверенность в себе № 5: Каждый человек имеет право, делать ошибки и отвечать за них.
Право на уверенность в себе № 6: Каждый человек имеет право сказать «Я этого не знаю»
Право на уверенность в себе № 7: Каждый человек имеет право, быть независимым от снисхождения других, даже тех, от которых он что-нибудь хочет.
Право на уверенность в себе № 8: Каждый человек имеет право принимать нелогичные решения.
Право на уверенность в себе № 9: Каждый человек имеет право сказать «Я этого не понимаю, я не умею читать мысли».
Право на уверенность в себе № 10: Каждый человек имеет право сказать «Это для меня роли не играет».
В наследство от предков мы получили способность приспосабливаться к окружающей среде. Современные цивилизованные люди время от времени пытаются разрешить конфликты с помощью отстаивающих свои права методов (ассертивное поведение).
Ассертивность (от анг. assert) - отстаивать свои права) - это самоутверждение и высокая готовность к решению жизненных проблем в контексте межличностных взаимоотношений.
Гулина М.А. в книге «Словарь справочник по социальной работе» пишет:

«Ассертивность, или настойчивое поведение, – поведение и представления, имеющие в своей основе стремление отстоять собственные интересы или интересы других людей.
Многим людям знакомы социальные ситуации, причиной которых служит недостаток ассертивности. Ситуации, когда человека перегружают работой или, наоборот, почти не дают заданий или поручают незнакомое дело, вредят как самому работнику, так и организации в целом. Ассертивность предполагает отстаивание своих прав и включает ряд стратегий, вербальных и невербальных. К основным правам относятся констатация своих потребностей и установление приоритетов, причем эти потребности и приоритеты должны быть не менее важными, чем у других людей:
право на уважительное отношение к себе как личности;
право выражать свои чувства и мнение; право на ошибки и возможность изменить мнение;
право на ограниченность своих знаний и поиск необходимой информации;
право обращаться с просьбами;
право не нести ответственности за других людей.
Необходимо отличать ассертивность от агрессии. Первую очередь нужно освоить то, что агрессия предполагает пренебрежение правами других людей и при ассертивности следует отказаться от этого. Разработано множество упражнений для развития ассертивности, например умение говорить «нет», ролевое проигрывание тревожных ситуаций или поиск новых подходов к прошлым ситуациям. Цель подобных упражнений – уверенное поведение и доброжелательное отношение к себе и окружающим. Ассертивный человек поддерживает с собеседником устойчивый зрительный контакт, удобно располагается, говорит ясно и уверенно, живо реагирует на происходящее».
Ассертивность имеет параметры внешнего поведения:
Контакт глаз – смотреть на собеседника периодически отводя глаза, взгляд открытый, спокойный, уверенный, доброжелательный, легко встречается со взглядом собеседника.
Выражение лица – соответствует содержанию разговора, спокойное, чаще всего доброжелательное, открытая улыбка.
Жесты – умеренные соответствуют содержанию беседы, четкие, твердые, движения рук законченные, открытые.
Поза тела – прямая, на соответствующей дистанции, плечи расправлены, движения головой четкие (утвердительно кивает или отрицая, поворачивает голову из стороны в сторону).

Литература:
1. Бишоп Сью. Тренинг агрессивности.
1. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб: ООО "Речь".
2. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008.

Ассертивность, ассертивное поведение
Материал Ассертивность (англ. Assrt – «настаивать на своем») - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.
Например, вам по телефону (или на улице) предлагают товары или услуги, в которых вы не нуждаетесь. "У нас дешевая распродажа. Вы знаете о новых утюгах фирмы N?" Или просят о чем-то, что нужно им, не предлагая ничего интересного взамен.

Ситуация Неэффективно Ассертивно
Нужно отказать «Отстаньте! У меня нет времени об этом говорить» «Извините, я не смогу вам помочь. я сейчас занята"
"Спасибо, не надо".
"Спасибо за ваше предложение, мне это не нужно (жестче - "не интересно").
Просят снова «Что вы пристаете? Вы не слышали, что я сказала?» Выслушайте человека и снова спокойно и вежливо скажите «нет»
Человек не уступает «Оставьте меня в покое!» «Пожалуйста, не давите на меня»
Продолжает настаивать «Вы доводите меня до истерики!» Извинитесь и уйдите
Ассертивность - важная составляющая самодостаточности личности.
Ассертивные права
Полезно помнить свои ассертивные права, защищающие ваши интересы в коммуникации и отношениях - а также быть знакомым с неэкологичными для вас внушениями, лишающими вас законных прав. Эти неэкологичные внушения можно в данном контексте назвать манипулирующими суевериями.

Агрессия и агрессивность
Материал Агрессия (от лат. aggressio - нападение) - эмоционально окрашенное жесткое целенаправленное нападение. Желание и готовность нанести урон, ударить, уничтожить.
По Л. Берковицу, это поведение, нацеленное на нанесение оскорбления или повреждения другому человеку или предмету;.
Проявления агрессии разнообразны;. Агрессия (агрессивность) бывает прямая и косвенная, направленная вовне и на себя, физическая и вербальная, защитная и провоцирующая, здоровая и деструктивная.
Агрессия - это вид действий или состояние, а агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.
Часто говорят, что агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Верно;, но агрессия вовсе не обязательно является формой реагирования, нередко это проактивная политика и осознанный выбор человека.
Когда человек защищает свою жизнь и свои ценности, он бывает агрессивен. Когда за этим стоит боль и желание отомстить - агрессивен неадекватно.
Почему люди бывают агрессивными и для чего люди используют агрессии - это разные вопросы. "Почему" - это про естественные причины возникновения агрессии и агрессивности, об этом смотри Модели агрессивности. При этом агрессия и агрессивность нередко бывает осознанным решением и обдуманной политикой. Люди используют агрессию, чтобы влиять на окружающих и достигать нужные цели, чтобы получить азарт новых переживаний, острых ощущений, развлечь себя яркой эмоцией... Когда-то - для того, чтобы отстоять и поднять свой статус, см. Лидеры-приматы
Нужна ли агрессивность?
Агрессивность может быть управляемой и неуправляемой. Неуправляемая агрессивность скорее вредна, как и неуправляемый страх, неуправляемая радость и любая другая неуправляемая эмоция. Агрессивность не уместна в отношениях между близкими людьми и друзьями, кроме шуточной агрессивности, когда агрессивность - это игра, обе стороны заинтересованы в такой игре, воспринимают происходящее как игру и получают от этого удовольствие.
Управляемая агрессивность может быть полезна, например, в решении конфликтных ситуаций, в которых задели ваши интересы, а на попытку решать "по-хорошему" не отреагировали. Агрессивность иногда нужна там, где вас "пробуют на прочность", и вы обязаны продемонстрировать разумную твердость, а иногда и адекватно ответить.
Подробнее на эту тему рассуждал Конрад Лоренц в своей книге "Агрессивность". См: Агрессивность по Конраду Лоренцу.
Что делать с агрессивностью в обществе
Смотри статью Контроль агрессии, контролирование агрессивности. Лучшее исследование на эту тему - Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
Что делать с собственной агрессивностью
Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все - задачи контролирования агрессии. Управление агрессией - шире, чем ее сдерживание, это и вызов агрессии, и направление ее в нужном направлении, и управление ее характером и динамикой.
Что делать с агрессивностью окружающих
С агрессивными людьми лучше не связываться, но если контакт неизбежен, то...

Неуверенность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/neuverennost
Неуверенность - внутренний страх, ощущение отсутствия сил, неспособность принять решение.
Как правило, неуверенность возникает в ситуации недружественного окружения (или ситуации, которая так воспринимается). Те люди, которые чаще предполагают недружественное отношение от окружающих, чаще переживают и демонстрируют неуверенное поведение - или поведение агрессивное.
Неуверенность в детской истории и у взрослых людей
Неуверенность, как состояние, изначально детям не присуще. Все младенцы ведут себя уверенно, а неуверенное поведение выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Неуверенность у ребенка - очень удобное состояние, помогающее ему избежать многих трудностей и гарантирующее ему внимание родителей. Смотри Теория социального психоанализа эмоций
Те дети, которые с возрастом не отказались от неуверенности, обычно превращаются в людей с проблемами. Неуверенность - типовая проблема для невротика и человека-ребенка. Для взрослых и душевно здоровых людей обычно нет проблемы неуверенности, но стоит задача наработки развития большей уверенности, поскольку это является важным жизненным ресурсом. Смотри Уверенность в себе
У взрослых и душевно здоровых людей состояние неуверенности может проявляться при освоении нового дела: если например даже очень уверенного человека поставить осваивать новый станок - он будет какое-то время чувствовать себя неуверенно. Отсюда вывод - разваивайте навыки. Становитесь профессионалом широкого круга, умелым, развитым, и чувство неуверенности исчезнет само по себе, без долгих психологических изысканий.
Неуверенность для женщин и мужчин
Когда о своей неуверенности говорят женщины, они обычно имеют в виду чувство неуверенности, ощущение неуверенности. Когда о своей уверенности говорят мужчины, они чаще имеют в виду свое поведение. Смотри Женский и мужской подход в работе над собой
Что делать с неуверенностью?
Работа с неуверенностью может быть ситуативной, снижающей неуверенность в конкретной ситуации, и стратегической, дающей долговременный эффект в широком круге ситуаций. И в том, и в другом случае работа может быть самостоятельной и в группе. В группе на тренингах результата достичь бывает проще и быстрее, при условии, что центр, куда вы обратились, имеет большой опыт проведения подобных тренингов. В России крупнейшим тренинговым центром является центр «Синтон». «Тренинг уверенности. Праздник, который всегда с тобой» направлен на создание уверенности в себе. Он позволяет поверить в свои силы и сделать уверенность фоном жизни. Рекомендуем.
Далее Работа с неуверенностью и Уверенность начинается с вас.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

Психология уверенного поведения

Сам термин "ассертивность" появился в обиходе российских психологов и бизнес-тренеров сравнительно недавно - около десяти лет назад. При этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается. Вкратце, способность к ассертивному поведению - это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.

Кроме этого, ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную жизнь и осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.

Нам привычно выражение "права человека". Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких "психологических прав", о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать "я Вас не понимаю" и не испытывать угрызений совести по этому поводу .

Если же подходить к вопросу чуть подробнее, то можно сказать, что ассертивность подразумевает три компонента:

· Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

· Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

· Способность выражать свои чувства и эмоции.

Ассертивность (англ. assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение ассертивности. Некоторые из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. - в большей степени ориентированы на традиции гуманистической психологии, однако все они в той или иной степени руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.

Подростковый возраст считается сравнительно молодым достижением человечества. Его появление большинство исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые, более высокие требования перед человеком в плане социальной зрелости. Если раньше для того, чтобы считаться взрослым, человеку нужно было пройти через точку полового созревания, то теперь этого недостаточно: перед молодым человеком встает задача соответствия требованиям общества и лишь при решении данной задачи он может быть признан зрелым.

Разные авторы предлагали различные перечни подобных задач развития. Соответственно и продолжительность периода времени, в течение которого эти задачи развития могут и должны быть разрешены, оценивалась по-разному. Отсюда существенные различия в сроках начала и окончания подросткового периода, его продолжительности в жизни человека.

Тем не менее, подавляющее большинство психологов, характеризуя данный возрастной период, отмечают наличие резких изменений, затрагивающих практически все сферы жизни подростка, ведущих к перестройке всей системы отношений с окружающими.

Многие психологи обращались к подростковому возрасту. Так Ст.Холл, первым описавший особенности подросткового периода и очертив круг проблем, связанный с данным возрастом, рассматривая развитие человека с позиций теории рекапитуляции, охарактеризовал отрочество как период бури и натиска. Подростковым возрастом интересовались Ш.Бюлер, Э.Штерн, Э.Эриксон и др., среди отечественных психологов можно выделить классические работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович. Многочисленные исследования способствовали получению широкого круга фактов, касающихся психического развития в подростковый период. Подросток принимает изменения, происходящие с его телом в связи с процессом полового созревания, приобретает новые познавательные возможности, выстраивает иерархию мотивов, определяющих сферу его предпочтений, вырабатывает новые способы регуляции собственного поведения (учится управлять собой), формирует собственные взгляды на происходящие события, выстраивает собственную систему мировоззрения, делает первые жизненные выборы (профессия, любимый человек, направление саморазвития и т.п.), устанавливает новые отношения с родителями с учетом собственных возросших самостоятельности и независимости, вступает в избирательные межличностные отношения дружбы и любви со сверстниками.

Основным итогом подросткового возраста считается достижение нового уровня самосознания, т.е. к завершению данного периода человек получает некое целостное представление о себе, эмоционально относится к себе, пытается изменить в себе негативные черты, ставит перед собой задачи на саморазвитие. Познание себя предполагает сравнение себя с другими, поэтому особое значение в подростковом возрасте приобретает общение, прежде всего, общение со сверстниками (сверстники находятся в равных позициях, что предоставляет максимальные возможности для социального сравнения).

Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:

1. Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.

2. Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.

3. Использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.

4. Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.

5. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность -- это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение. Любому тренеру важно разумно реагировать на ситуации, а не выдавать мгновенные ответы.

Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас? Уважайте себя, поскольку служащие, участвующие в тренингах, должны уважать вас как тренера.

Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества -- честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению. Важно, чтобы тренер мог эффективно общаться с менеджерами и простыми служащими. тренинг уверенный поведение ассертивность подросток

Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом. Все тренеры должны обладать сильной уверенностью и позитивной установкой для того, чтобы эффективно справляться со сложными ситуациями, которые могут возникать в ходе тренинговой деятельности.

Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения ? Любой тренер должен научиться внимательно и продуктивно слушать и понимать суть различных проблем и вопросов. Только тогда он сможет предлагать решения, которые будут позитивными.

Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса -- очень важное для вас, руководителя отдела, отвечающего за тренинговую деятельность, качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные. Отдел, отвечающий за тренинговую деятельность, часто выступает в качестве посредника между несколькими сторонами: старшими менеджерами, профсоюзами, линейными менеджерами и простыми служащими.

Поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивность помогает нам в процессе поиска и нахождения простых выходов из сложных ситуаций. Не всегда легко прийти к единому мнению относительно размера бюджета тренинговой деятельности, однозначно определить дальнейший путь развития тренинговой деятельности в вашей организации, убедить менеджеров в важности их роли при процессе планирования тренинговой деятельности, а также заниматься управлением ею. Именно поэтому умение действовать ассертивно в сложных ситуациях является весьма полезным навыком.

Уверенные в себе люди имеют огромное влияние на окружающих. Они быстрее добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, и предпочитают формировать их сами. Уверенные в себе люди всегда имеют огромное влияние на окружающих.

Только спокойная уверенность способна создать зону притяжения, которую всегда безошибочно определяют люди. Уверенные в себе люди быстрее других добиваются успеха. Они энергичны, менее зависимы от обстоятельств, поскольку предпочитают формировать их сами. Динамит сомнений нужен для того, чтобы взорвать предрассудки прошлого. А цемент уверенности для того, чтобы построить здание нашего будущего.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Слабые редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения.

Неуверенные люди не способны проанализировать сложную ситуацию, не способны принять ответственное решение. Их не воспринимают как серьезных партнеров в бизнесе. Их отличительный признак -- постоянное недовольство жизнью, их редко покидает дурное настроение. Им неведомо такое понятие, как сила духа.

Уверенность -- это состояние духа. "...И по вере воздастся вам".

Чем меньшей культурой обладают люди, чем меньше они способны мыслить и действовать, тем быстрее они теряют голову. Не случайно во всех устойчивых культурах такое значение придается постановке уверенности.

Уверенные люди всегда выступают в роли лидера -- деятельного, активного, способного на риск. Неуверенные, как правило, играют роль жертвы.

Как известно, все познается в сравнении. Чтобы до конца понять, что же такое уверенность, нужно прежде разобраться с тем, что такое неуверенность. Отметим главные моменты.

Неуверенность:

* вялость, слабость во всем теле, бледность;

* скованность движений, неестественность жестов, "закрытые" позы;

* речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки;

* враждебное восприятие мира, чрезмерная обидчивость, слезливость;

* ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины;

* ощущение потери контроля над ситуацией.

Уверенность:

* легкость во всем теле;

* ощущение внутренней силы;

* непринужденность жестов и поз, грациозность движений;

* позитивное восприятие мира;

* эмоциональная окраска и образность речи;

* ощущение собственной значимости, гордость;

* ощущение полного контроля над ситуацией.

Ассертивность представляет собой своеобразную "золотую середину" между пассивностью и агрессивностью - двумя заведомо проигрышными стратегиями. Пассивный человек не в состоянии транслировать свои мнения и ощущения другим, он сидит сложа руки и ждет, когда инцидент будет исчерпан. Очевидно, что подобная пассивность приводит к утрате контроля над ситуацией.

Напротив, агрессор "бросается" на проблему, как на амбразуру, склонен требовать для себя всего и сразу, абсолютно не учитывая при этом интересы окружающих или другой стороны, если речь идет о конфликте. Агрессивное поведение порой бывает даже неприятно наблюдать, не говоря уже о том, чтобы испытывать на себе: люди, склонные к этой стратегии, бывают грубы, излишне прямолинейны, напористы.

Распространен и вариант "пассивно-агрессивного" поведения. О таком говорят "в тихом омуте черти водятся". Люди, склонные к этому, любят "копить обиды" и строить планы мести исподтишка. Пассивная агрессия проявляется через отказ выполнить просьбы, бездействие или открытый саботаж. В любом случае, все три стратегии не являются продуктивными и "проигрывают" ассертивному поведению .

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

1) Развитие методологических основ тренинга предполагает необходимость выяснения общего и единичного в разных формах тренинга а, также проведение границ между собственно тренингом и другими методами, которые могут быть определены как методы преднамеренных изменений.

2) Подростковый возраст представляет собой особый период психического развития, на протяжении которого происходят значительные качественные изменения, вызывающие необходимость перестройки всей системы отношений с окружающими и приводящие к возникновению нового уровня развития самосознания.

3) Существует типология, согласно которой различные программы тренинга разделяются в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности, целей, которые ставят перед группой.

4) Ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия.

Фрагмент книги Ром Н. В. Как выработать здоровый пофигизм, или 12 шагов к уверенности в себе. М.: Питер, 2010

Как стать уверенным в себе человеком? Разве можно этому научиться? Да! Хорошая новость: вы уже сделали первый шаг к уверенности в себе! Вы признались себе, что готовы измениться, и взяли ответственность за эти изменения на себя. Сделайте следующий шаг - меняйтесь и идите вперед к своей уверенности!

Что такое уверенность в себе? Как отличить уверенного в себе человека? Что необходимо для развития уверенности в себе? На эти вопросы нам необходимо ответить, прежде чем мы пойдем дальше. Психологический словарь дает такое определение:

Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи.

На мой взгляд, определение весьма удачное и емкое. Главными в нем являются два ключевых признака.

Первый - это готовность решать сложные задачи, то есть состояние внутренней психологической мобилизации. Если проще - правильный настрой, образ мыслей.

Второй - устойчивость этого качества, не смотря на возможность неудачи. То есть, по словам Уинстона Черчилля «способность идти от одной неудачи к другой с нарастающим энтузиазмом».

Однако в определении не отражено то, в чем проявляется уверенность. А именно - уверенное поведение, набор определенных поведенческих навыков. Уверенное поведение выражает отношение человека к самому себе и к окружающим его людям.

Мы будем понимать под уверенностью в себе и внутреннюю установку человека, и его поведение. Учитывая эти две составные части уверенности, будем работать по двум направлениям.

Первое - изменяем свой образ мышления, жизненную философию и самоооценку.

Второе - изменяем свое поведение, вырабатываем ряд конкретных навыков, выражающих уверенность в себе.

Сейчас я перечислю основные навыки уверенного поведения. Запишите их алмазным резцом сознания на золотых скрижалях своей памяти - или хотя бы ручкой в блокноте!

  • Использование местоимения «я», отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
  • Прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих. Например: «Я думаю, что это плохая идея», «Я считаю, что это незаконно».
  • Способность отказывать и говорить «нет», когда это необходимо. Например: «Нет. Мне это не подходит», «Я не хочу делать это».
  • Открытость в выражении чувств и требований. Например: «Я зол», «Я хочу, чтобы вы говорили тише».
  • Способность устанавливать контакты, инициировать, начинать и оканчивать беседу и др. Например: «Здравствуйте, давайте познакомимся, меня зовут…»

Приобретая уверенность в себе, вы также приобретаете определенные внешние данные.

  • Меняется даже ваша мимика и жестикуляция!
  • Вы уверенно смотрите в глаза собеседнику.
  • Вы приобретаете царственную осанку.
  • Ваш голос становится ярче.
  • Ваши слова становятся весомее.

Как вы думаете, какие из вышеперечисленных качеств являются для вас наиболее значимыми? И дефицит каких качеств вы ощущаете наиболее остро?

Цели

Возьмите листок бумаги, ручку и запишите, каких изменений вы хотите добиться, что вам необходимо, чтобы приобрести уверенность в себе? Пожалуйста, не читайте дальше, пока не ответите на этот простой вопрос. Вопрос далеко не праздный. Чтобы двигаться дальше, необходимо понимание процесса.

Теперь вы знаете, что для вас означает уверенность в себе. Сохраните этот листок: это ваши цели на данный момент. На месяц уберите его с глаз долой, а потом достаньте и проверьте, что произошло с вашей уверенностью и с вашими целями? Желаю приятных открытий!

Психологическая наука утверждает: «Уверенность в меньшей степени зависит от дефицита поведения, чем от недостатка чувства собственной ценности». Это значит, что главное - ваши мысли и отношение к себе. Самооценка - вот ключ к уверенности в себе! Это намного более важно, чем отсутствие каких-то практических поведенческих навыков.

Понаблюдайте, как вы разговариваете сами с собой.

Какие слова говорите себе, совершая важные поступки или готовясь их совершить?

Что вы при этом чувствуете?

Как вы оцениваете себя и других людей?

Как воспринимаете и преодолеваете трудности?

Ответив на эти вопросы, вы сможете осознать, насколько успешно управляете своими мыслями и чувствами.

Изменение вашего поведения будет эффективным только в том случае, если при этом изменится ваш внутренний диалог и отношение к самому себе. Между установками «Я ни на что не способен» и «Я сделаю это» разница, как между льдом и пламенем!

Изменение внутренних установок, которые мешают двигаться вперед и успешно действовать, - это решающий шаг на пути к уверенности.

Такие установки и мысли, как: «У меня ничего не получится», «Я не достоин уважения», «Я - тупица», - крайне вредны и просто недопустимы. Нельзя позволять себе мыслить подобным образом! С такими мыслями трудно стать уверенным в себе человеком.

Ваши мысли должны помогать вам действовать. Они должны стать вашими друзьями! Поэтому почаще говорите самому себе, мысленно или даже вслух, ободряющие слова.

У меня все получится!

Я способен (способна) это сделать.

Я могу и добьюсь успеха!

Я сделаю это!

Открою вам еще один небольшой секрет. Уверенность - это не обязательно успех ваших действий. Уверенность заключается просто в уверенном участии в ситуации!

Предлагаю два простых упражнения для осознания того, как работают наши мысли. Сделайте их прямо сейчас - они не займут много времени.

Внутренний обвинитель

Запишите три-пять отрицательных мыслей, которые чаще всего используете. Это мысли, отнимающие у вас силу. Мысли, выражающие ваши сомнения. Может быть, это негативные оценки других людей. Может быть, самообвинения.

Вот несколько примеров: «У меня ничего не получится», «Я неинтересный собеседник», «Все мужики - сволочи». Зафиксировали? Теперь задайте себе несколько вопросов.

Помогают ли мне эти мысли в жизни и как именно?

Помогает ли хоть одна из этих мыслей сделать что-нибудь хорошее?

К чему приводит подобный образ мыслей?

В каких ситуациях я применяю эти мысли?

Какая польза мне от этих мыслей?

Вопросы очень похожие, но имеют разные оттенки. Если вам сложно ответить на эти вопросы сейчас, подумайте над ними завтра. Взгляните на них незамыленным взглядом. Уверяю вас, завтра эти утверждения будут казаться вам чужими!

У каждого человека свой набор «любимых» ограничивающих установок. Многим из нас удается с легкостью критиковать и обвинять себя за малейшую «провинность». Одно могу сказать наверняка: подобные мысли - путь в никуда.

Негативные мысли отбивают всякое желание действовать. Вы привыкаете замечать только плохое, хорошее постепенно тускнеет. Вы устаете, нервничаете, злитесь и погружаетесь в депрессию. Вы сами создаете себе проблемы…

Остановитесь! Забудьте о том, что вы когда-то так думали! Все это происходило не с вами! Теперь пора поменять внутреннего обвинителя на внутреннего защитника. Станьте для себя лучшим другом! Дарите себе хорошие перспективные мысли. Идите к своей уверенности. Настраивайтесь на успех!

Внутренний защитник

Возьмите бумагу и ручку. В течение минуты не задумываясь записывайте все свои положительные качества, навыки и умения. Те качества, которые вы сами или окружающие люди ценят и считают положительными. Каждую фразу начинайте с местоимения «я»! Можете использовать выражения «Я могу»,«Я умею»,«Я считаю» и т. д.

Я добрый отзывчивый человек.

Я умею всегда быть в форме.

Я пеку вкуснейшие блинчики…

Все, что угодно, и в любой последовательности. Отбросьте ложную скромность, не сдерживайте полет мысли. Если не хватило минуты, возьмите еще одну. Это только приветствуется!

Теперь выберите из этих качеств, навыков и умений то, которое вам нравится больше всего. Выбрали? Засеките десять минут и напишите небольшое сочинение об этом качестве или навыке.

Не скромничайте, описывайте себя с любовью, нежностью, уважением, заботой и теплотой! Начните сочинение со слов «Я горд, что…» Не думайте долго над словами и выражениями. Десять минут пролетят быстро! Главное - пишите от души.

Наконец прочитайте свое сочинение вслух. Читайте бодро, громко и с выражением! Осознайте: это все вы!!!

Обязательно перечитайте это сочинение на следующий день. Можете начинать с воодушевляющего чтения каждое утро. Это простое средство мощнее любого допинга!

Вы чувствуете уважение к себе? Вам хочется меняться и учиться, расти и совершенствоваться? Вам хочется добиться цели? Если да, поздравляю - вы успешно справились с упражнением!

Это упражнение можно проделывать с любым положительным качеством из вашего списка. Не забывайте регулярно пополнять свой список положительных качеств и навыков. Ведь ваша цель - научиться относиться к себе как можно лучше!

Важнейший принцип самостоятельной работы: лишь активная тренировка ведет к успеху. Успех - это всегда включение в ситуацию. Неуспех - избегание ситуации!

Уважайте и любите себя. Вы - самое ценное, что у вас есть! Не будет вас - не будет ничего! Осознавая это, вы делаете еще один шаг к своей уверенности.

© Н.В. Ром, 2010 г.
© Публикуется с разрешения издательства